Антропологи, занимающиеся культурой и религиями, отмечают, что сюжеты мифов и религии разных народов часто повторяются, при этом культурные заимствования одного народа у другого исключается.
И изучая мифы и Библию нельзя не заметить сходство сюжетов текстов Писания и мифологического сказания.
Например, в последнем, 12 подвиге Геракла — «Яблоки Гесперид» — Дракон, увивший древо с яблоками, ассоциируется с библейским змеем. Только в античности он охраняет яблоки от похитителей, а в Библии, наоборот, искушает съесть их в обход заповеди Бога.
Среди самых запоминающихся мотивов, сближающих библейский текст и мифологические сказания те, что связаны с образами:
— древа, от которого зависит судьба человека; мирового древа;
— его плодов;
— смерть и воскресение героя;
— ранения в пяту или ногу;
— происхождение мира и всех людей из плоти первопредка
К примеру, момент с ранением героя в пяту описывается в Библии так: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).
Так, в совершенно различных культурах появляются отважные герои, раненные в пяту иди стопу (у греков это Эдип, Ахилл, Диомед, Хирон,).
Затем мысль о ранении в пятку становятся менее ясной, рождается мотив ранения в иные части ноги. Подобное раны обычно приписывается героям, которые совершили сошествие в аид: Одиссею или Вяйнямёйнену («Калевала»), которые оказались ранены в коленку. Гомер расскажет о рубце Одиссея в самый напряженный момент, когда Эвриклея по шраму догадается о прибытии героя. Вяйнямёйнен тоже ранил себя топором в колено, когда выполнял трудную задачу, заданную ему девой с радуги.
Развитие мифа, религии и то, как они влияют на различные сферы жизни общества, является одной из основных тем, исследуемых самыми различными гуманитарными науками.
Одним из ключевых понятий в данной области является архетип. Согласно К. Юнгу, архетипы – это структурные элементы человеческой психики, скрытые в коллективном бессознательном, единым для человечества. Также Юнг, отмечал что архетип устойчив и имеет свойство «повторяться на протяжении истории везде, где свободно действует фантазия». Архетипы лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой̆ культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимание людей. Это вполне обьясняет повторяющиеся сюжеты разных культур разного времени.
Также объяснить такие параллели с в библейских текстах и мифологических сказаниях можно и с точки зрения религии: видимо, миф – результат «грехопадения» данного Адаму знания о будущем человечества в утешение. Знание Адама профанируется народами, превращается в мифы и сказки, рассказывающие о тайнах бытия на языке, доступном сознанию и видоизменяются в зависимости от этнических характеров.
Материал подготовила Ольга Малиновская