Тема говорящих разумных зверей встречается во многих произведениях — сказках, фентези и т.д., но сейчас я бы хотела рассмотреть и сравнить всего два, связанных как взглядами авторов, так и ключевыми моментами.
Льюис Кэрролл – английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф, написал множество художественных произведений, но наиболее популярными являются всего три. Однако из этих трёх сейчас нам нужно обратить внимание только на «Алису в Зазеркалье».
В своём путешествии по Зазеркалью, Алиса попадает в сумеречный лес и внезапно забывает названия предметов:
«..приятно немножко освежиться в этом… как его? Ну, как же он _называется_?.. — она (Алиса) с удивлением заметила, что никак не может вспомнить нужного слова. — Когда спрячешься под… ну, как же их?.. под… _этими_… — она погладила дерево по стволу. — Интересно, как они _называются_? А может, никак? Да, конечно, никак не называются!»
Чуть позже, встретившись с ланью, Алиса обнаруживает, что также не помнит и своего имени.
«- Как тебя зовут? — спросила Лань.
У нее был мягкий и нежный голос.
— Если б я только знала! — подумала бедная Алиса.»
Впрочем, и сама лань тоже не помнит своего имени. Она замечает, что «здесь» его ей не вспомнить, поэтому Алиса «нежно обняла Лань за мягкую шею, и они вместе пошли через лес.»
Чем же было это странное место?
Если говорить о местах забвения, то первое, что может вспомниться — подземный мир, царство Аида, попав в которое люди теряют память как о прошлом — в нашем случае о вражде людей и животных — и о своих именах.
Вместе с этим, это и возвращение к первозданности (положительный смысл царство мертвых несёт у орфиков и Платона). Ни Алиса, ни Лань ещё не готовы вернуться к безвременью, где имён нет ни у кого и ни у чего.
Подобное безвременье можно найти в Священном писании — с которым Кэррол, как дьякон и человек замечательно знающий христианство, не мог быть не знаком. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.» Быт. 2:19
Это делается ввиду скорого грехопадения человека, которое Бог предвидит. Имянаречение в этой ситуации подчёркивает владычество человека над животным миром и проводит четкую грань между ними. Подобно тому, как Адам даёт имена всему живому, обозначая своё первенство, так и люди в будущем покупая рабов давали им новые имена. Поэтому после грехопадения и изгнания из Эдема мир между человеком и животными теряется.
Не помня своих имен, а значит и своего места в жизни, Алиса и Лань чувствуют себя комфортно друг с другом, но как только возвращаются имена, возвращается и память о прошлом, поэтому как только сумеречный лес кончается Лань кричит «- Я Лань! А ты — человечий детеныш!» и убегает от Алисы прочь.
Совершенно другую картину мы наблюдаем в первой части «Хроник Нарнии», автором которой является Клайв Льюис, также являющийся богословом.
В «Племяннике чародея» песнь Аслана (льва-создателя) пробуждает/создаёт животных в месте, похожем на небытие:
По словам Колдуньи, это «пустой мир, где царит Ничто».
«И действительно, окружающее весьма напоминало именно Ничто. Звезд не было. Темнота царила такая, что нельзя было увидать друг друга, и все равно, открыты глаза, или закрыты. Под ногами дышало холодом нечто плоское — может быть, земля, но уж точно не трава и не дерево. В сухом прохладном воздухе не было ни малейшего ветерка.»
В этих строках нельзя не узнать начало сотворения Земли Богом, до которого не было ни тьмы, ни света, ни иных вещей.
Главные герои наблюдают, как вырастают деревья, как появляются из распустившихся бутонов животные и, наконец, как происходит кульминация — Лев-создатель произносит: «Нарния, Нарния, Нарния, проснись. Люби. Мысли. Говори. Да будут твои деревья ходить. Да будут твои звери наделены даром речи. Да обретут душу твои потоки».
В нашем мире наличие души и речи свойственно лишь человеку.
Аслан буквально уравнивает животных с людьми — «Вы уже не прежние бессловесные неразумные твари, и никто вас не заставляет вечно быть серьезными. Шутки, как и справедливость, рождаются вместе с речью» — и назначает человека не как владыку и хозяина, а как справедливого и мудрого правителя, который должен находиться во взаимопонимании со своим народом.
Почему же выйдя из небытия и получив имена, животные — подобно Лани из «Зазеркалья» — не пугаются людей? Дело не только в том, что создатель уравнивает их с человеком. Если обратить внимание на героев в этой сцене, можно заметить, что все они не имеют в сердце зла — двое детей и двое любящих взрослых. И даже злобный участник событий, который попросту не способен понять разговоры животных, никого не пугает — потому как в новом, совершенно чистом мире, пока нет даже понятия о чем-то вроде зла, что опять возвращает нас к царству мертвых.
Таким образом, мы можем сделать вывод, взаимопонимание людей и разговаривающих животных зависит от исходных данных или же их полном отсутствии. Существа, не знающие зла – не страшатся его в неизвестности.
Материал подготовила Ольга Малиновская