Кино

«Devilman: Crybaby»: философия через гротеск 

Проанализируем адаптацию от Netflix 2018, воскресившую одну из культовых в мире манги и аниме историй. За кровавой баталией демонов стоит полувековая концепция, сформировавшая современную культуру Японии. Проект, как и его основа, не для слабонервных. Но если абстрагироваться от череды насилия и сексуализации, раскрывается множество религиозных, идеологических и социальных аспектов. 

Бэкграунд Го Нагаи 

Автор оригинальной манги — легендарный Го Нагаи. В 1968 открылся новый подростковый журнал Weekly Shonen Jump, в котором дебютировала его работа «Harenchi Gakuen». Это была пошлая комедия про школьников с лёгкой эротикой, породившей жанр этти. В первые же дни журнал продавали огромными тиражами, что принесло Го Нагаи известность. Но за ней стояла волна недовольства со стороны взрослого населения. 

Спустя два года мангака решает выпускать хоррор-мангу. Первой работой в этом жанре становится «Maou Dante», вышедшая в 1971. Это своеобразный протест и провокация всех сердобольных, не оценивших его предыдущую работу. На это раз история вдохновлена иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте, сделанными Гюставом Доре. Своей работой мангака бросает вызов табу на жестокость, наготу и моральные устои. Именно «Maou Dante» можно считать черновиком «Devilman». 

Уже в 1972 каждый японский школьник на страницах Weekly Shonen Magazine будет наблюдать за историей плаксивого Акиры Фудо. Он, по воле своего друга Рё, овладевает телом демона и подавляет свою активную агрессию за счет раздачи тумаков другим чертям низшей касты. Только есть одно «но». Начало жестокого хоррора быстро переносит читателя в масштабную трагедию апокалипсиса, подпитанную библейскими мотивами. 

Современная адаптация Netflix 

Для воссоздания эстетики оригинального «Devilman» режиссеру Масааки Юаса и сценаристу Окоти Итиро пришлось полностью деконструировать мангу. Им удалось упаковать 5-и томное произведение в 10 серий. Многие характеры персонажей прошли серьезную модификацию. Главный антагонист Рё трансформировался из идеалиста в хладнокровного вундеркинда. Через образ Мики, подруги Акиры, транслируются проблемы эмиграции и слияния культур. 

Интересно и внедрение поп-культуры, как маркера современности. Мы не говорим сейчас о смартфонах и ноутбуках, что и так очевидно. Авторы делают это за счет второстепенных персонажей. Привычные гопники в кожаных куртках заменены на рэперов. Причем рэп-музыка выступает в проекте как двусторонняя медаль, объединившая в себе поп и контр культуры.  

Опенинг к сериалу подчеркивает ситуацию безысходности, в которой пребывает мир. Композиция вводит в транс, а визуал рисует мрачные картины тайтла. Основное музыкальное сопровождение аниме тоже на уровне. Порой приходится ловить себя на мысли, что залипаешь на игру света в такт музыки под закатные лучи солнца. 

Вместо политического аспекта оригинальной манги акцент сдвинут на ксенофобию и аутсайдеров, на социальные проблемы и вопросы человечности. А идея цикличности бытия преподнесена через главное увлечение школьников — эстафетный бег.  

Аниме поднимает философские вопросы: Что делает человека человеком, а демона демоном? Кто из них способен к эмпатии? Может ли жестокость быть применена во благо? Сталкиваясь с серьезным выбором, причиняя вред окружающим, чтобы защитить близких, Акира плачет. Он сожалеет о злых и жестоких поступках. А его главная цель — трансляция эмпатии миру и главному антагонисту истории. Как не печально, главным злодеем оказывается вовсе не «Сатана» Рё, а люди, угодившие в его ловушку. 

Реализация нового сценария и ее побочки 

«Devilman: Crybaby» одновременно шокирует и держит интригу. Хаотичные и жестокие события постепенно срастаются в общую линию повествования. В этом прослеживается резкий контраст с мангой, сперва преподносящей экспозицию. В адаптации же от Netflix многие аспекты раскрываются буквально в последних эпизодах. 

10 серий по 20 минут — маленький хронометраж, чтобы изложить историю длинной в 5 томов. Это сказывается на темпе развития событий и нехватке важных моментов. Их словно вырезали, забрав с собой и смысловую ценность. Большее число эпизодов смогло бы раскрыть второстепенных персонажей и усилить драматические моменты. Но Масааки Юаса и Окоти Итиро нашли выход: когда в аниме происходит что-то важное, это всегда акцентно поставлено при помощи графики и контрастов. 

Абстрагируясь от сценарных дыр, отметим, что «Devilman: Crybaby» подойдет для просмотра не только фанатам аниме. Проект уклоняется от жанровых клише, привлекает  шок-контентом и нетривиальной рисовкой. Тот случай, когда простая картинка играет на руку сюжету. Очень схематичная, часто проседающая на детали, но такая «вкусная» в своем абсурде и ужасе анимация здесь смотрится органично.  

О чем и зачем? 

Акира Фудо — плаксивый школьник, лавирующий от конфликтов и чутко воспринимающий чужие проблемы. К нему возвращается Рё Аска, друг детства. Парень просит его помочь в сборе доказательств существования демонов, в результате чего в Акиру вселяется один из них. Теперь герой противостоит не только монстрам вокруг, но и внутри себя.  

Если зритель не разбирается во вселенной «Devilman», то может счесть сериал супергеройской историей про двойного агента-демона, защищающего людей. Но расклад таков, что аниме и оригинальная манга чихать хотели на этот концепт, добро и справедливость. А также на цензуру и вашу неустойчивую психику. С первых серий проект бросает вызов ханжам, показывая людские пороки, насилие и эротику. Аниме играет на сопоставлении людей и демонов, проводя параллели и фиксируя границы. 

Отдельно отметим концепцию мира «Devilman: Crybaby». Земля больше походит на Ад, а Бог — пассивный наблюдатель, чьё вмешательство только усугубляет ситуацию. Резонансом становится и провокационная концовка. Исход поражает даже на фоне общего сэттинга манги. 

Все не так, как кажется на первый взгляд 

Жестокость и пошлость — визитная карточка «Devilman: Crybaby». Это полностью оправдано сюжетом и хорошо работает, хоть понимаешь и не сразу. Проект изобилует обнаженкой, но не привлекательной, а вызывающей отвращение. На контрасте со зверствами демонов, раскрываются семейные драмы и сложные решения. 

За визуализацию отвечал Масааки Юаса и студия Science SARU. Работы Юасы — специфичные и авторские, и эта не исключение. Аниме удалось сохранить нестандартный подход минималиста и игнорирование канонов. Мультипликация искажает пропорции, играет с теневкой и цветовой гаммой. В серьезных сценах красочная детализация, а в проходных гротеск. К примеру, сцена «звериного» бега главного героя после слияния с демоном. 

Сериал, как хамелеон, подстраивается под ход событий. Когда «Devilman: Crybaby» наиграется с ироничной визуализацией людских пороков, палитра меняется. В серьезные моменты ничего не будет отвлекать зрителя абсурдными ракурсами и странными  экспериментами анимации. Масааки Юаса визуализировал прекрасных в своём безобразии демонов, постоянно меняющих облик. 

Действия происходят стремительно, обрушивая на зрителя визуальные и смысловые потрясения. Но самое жестокое в сериале отнюдь не насилие, а его история. Беззаконие вплеталось в общий сеттинг и служило для раскрытия тем. Здесь нет виновных и обвинителей: демон возвышаются над человеком, а человек падает ниже демона. Бог наблюдает за этим и никак не вмешивается. Лейтмотивом растекается обреченность происходящего. Становится понятно, что мангака против конфликтов и любой идеологии, толкающей на них. 

Влияние и преемственность  

Го Нагаи не был первопроходцем в иллюстрировании насилия и наготы. Но был самым известным и скандальным, ведь публиковал работы в подростковых журналах. Именно ему японская индустрия развлечений обязана сломом шаблонов и табу, а авторы вдохновением и возможностью экспериментов с жанрами.  

Как правило, обсуждение похожих проектов сводится лишь к «Берсерку», «Евангелиону» и «Паразиту». Безусловно, «Devilman» оказал большое влияние на мангуку «Берсерка», который вдохновлялся архетипами персонажей и дизайном демонов. Но не стоит забывать и Кота Хирано, автора манги о могущественном вампире «Hellsing». В ее атмосфере агрессия исходника Го Нагаи ощущается особенно едко. Недалеко ушли и современные проекты вроде «Токийского гуля» и «Ajin». «Паразит» так и вовсе копирует концепцию с подселением в тело человека другого организма и последующим овладением им. Да и сам «пришелец» незатейливо задается вопросом о схожести людей и демонов. А Хидэаки Анно, автор «Евангелиона», признавался, что является большим фанатом творчества Го Нагаи и «Devilman» в частности. И это лишь те проекты, которые вспоминаются в первую очередь. 

«Devilman: Crybaby» сериал, который можно рекомендовать каждому, если речь идет о произведении, раскрывающем массу сложных вопросов. Это аниме, которое за своей шокирующей формой скрывает глубину. А его современная адаптация лишь нагляднее отражает историю, заставляя зрителя непрерывно следить за столь прекрасным в своем ужасе мире на грани апокалипсиса.  

Материал подготовила Александра Куликова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *