Кино

В чем сила, брат?

Абсолютно каждый человек, живущий в России, знает ответ на этот вопрос. Данила Багров стал лицом эпохи 90-х. В чём причина феномена? Расскажем в данной статье. 

Временные рамки

Первая часть дилогии начинается со второй половины 90-х годов, советского союза уже нет, закончилась первая чеченская война, и вернувшийся с неё Данила решает ехать в Петербург. То время справедливо можно назвать страшным, опасным и жестоким, поэтому стране нужен был свой герой, тот, который защитит бедный народ и не даст его в обиду. 

Образ главного героя

Данила Багров — один из  самых противоречивых персонажей русского кинематографа, его поступки одновременно и жестоки, и справедливы. Такой образ главного героя не случаен, он является зеркалом того времени. Во время чеченской компании Данила, по его словам, “отсиделся в штабе”, но зрителю в это верится с трудом, ведь в дальнейшем Багров демонстрирует навыки, которые вряд ли вяжутся с образом “писаря”. Он понимает как устроено оружие, хладнокровно расправляется с врагами. Война также отражается и в голове героя. Данила делит мир только на своих и чужих, понимает, что в тяжелые времена положиться можно только на брата, хоть и ненадежного. Свои взгляды герой никак не рефлексировал, как не задумывался, заступиться ему за слабого или пройти мимо. Подобно зверю, его ведут инстинкты, а в инстинктах нет места размышлениям, только звуки и действия. Этому свидетельствует и речь Данилы, она не просто бедна, она находится на стадии распада. Односложные формулировки заменяют мысли и звучат словно поговорки. Одни эксперты считают, что утрата слова показывает — пришло время поступков, а не разговоров, другие же видят в этом оторванность Данилы от прошлого своей страны. В этом и есть суть молодого человека того времени. Режиссер фильма, Алексей Балабанов, про образ Багрова говорил так: “Люди возвращались из Чечни. Что человек может делать после войны? Только воевать. Берут молодых парней после школы. Через 2 года  возвращаются и они никому не нужны. Либо бандитами становятся, либо вот такими людьми, которые за справедливость борются.”  

Актёр и Режиссёр

На первый взгляд, образ главного героя выглядит очень мрачным и злым, но создатели сумели извлечь из этого и положительные моменты. Невероятный талант Сергея Бодрова оживил откровенного отрицательного героя. Он словно не играл, а существовал на экране во всей своей красоте и органике. Алексей Балабанов чувствовал дух того времени, поэтому в его режиссёрской работе атмосфера создаётся из мелочей. Город в фильме пустой, на улицах практически никого нет, только бандиты, захватившие его. Люди существуют только в специально отведённых для этого местах: на концертах, рынках, квартирниках. Молодёжь отдаёт себя ценностям западного мира, люди постарше стараются выживать: торгуют своими вещами, уходят в криминал.  

Сюжеты фильма меняются без музыкального сопровождения, смена сцен никак не объясняется. При просмотре создается ощущение чтения книги, в этом также есть заслуга режиссера, он намеренно сохранял такой темп на протяжении всего фильма для того, чтобы история казалась похожей на документальный фильм, а события лишь воспоминаниями главного героя. 

В чём секрет успеха? 

Для ответа на этот вопрос вернёмся к образу Данилы Багрова. Почему он стал кумиром? Внешне прямолинейный и простой парень обладает могущественной внутренней силой личности. В самые тяжелые времена он не сдается, Данила готов поделиться последней рубахой и пойти по головам, лишь бы восстановить справедливость. Обычный человек, видя такую личность на экране, заряжается силой, начинает верить в себя и в то, что добро всегда побеждает зло. Данила Багров — герой поколения. Да, он не идеален, как и все люди, но от этого факта становиться даже спокойнее.

Материал подготовил Григорий Обрубов

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *