Стиль жизни

Сэконд-хэнд или переработка: что делать с ненужной одеждой?

Многие слышали замечания, что раньше вещи были качественнее, все делали «на века». Теперь мы каждый год меняем телефоны, а зимняя обувь продержится дай бог один сезон. Этим и отличается товар в обществе потребления: его не чинят, а меняют. Сам процесс потребления больше не может насытить и становится самоцелью: купить, чтобы купить, а не потому что необходимо.

Шоппинг давно стал развлечением, а не необходимостью. Люди покупают намного больше одежды, чем им нужно. Фаст-фэшн — это такой же маркер общества потребления. Модная индустрия вынуждает нас гнаться за трендами: мимолетными и непрактичными. При этом качество подобных вещей оставляет желать лучшего. Круг замыкается: ты покупаешь одежду из новой коллекции, изнашиваешь ее за один сезон и выбрасываешь. Потом новый сезон, новая коллекция. Теперь повторить. 

По данным НКО «Второе дыхание», в России выбрасывается более 2 млн тонн текстильных отходов.

Индустрия моды, при всем своем лоске, — дело довольно грязное. Огромное количество отходов и другие издержки производства одежды наносят ощутимый вред экологии. Для изготовления хлопка требуется больше воды, чем для других тканей. Используется много пестицидов и удобрений, которые наносят вред почве. Именно из-за хлопка случилась страшная экологическая катастрофа: в Казахстане обмелело Аральское море. Раньше оно было одним из крупнейших внутренних морей в мире. Аральское море стало усыхать с 60-х годов, когда регион начал активно заниматься производством хлопка. Часть стока рек, впадающих в море, стала уходить на орошение гигантских хлопковых хозяйств.

Одежда, в отличии от нефти или парниковых газов, — это то, с чем сталкиваются все. Все носят одежду, ходят по магазинам, но лишь малая часть задумывается о том кто, где и в каких условиях шьет наши любимые кофты и джинсы. Покупает по минимуму и только то, что ему точно пригодится.

Такой подход называется осознанным потреблением. В чем же суть? 

Ну во-первых одежда, пригодная для носки, не должна отправляться в мусорный бак. 

Что же тогда с ней делать? 

  1. Переработка. Этот вариант имеет право на жизнь, но в реальном мире трудно осуществим. Прежде всего, не все материалы для нее подходят и самих центров довольно мало. Качество переработанной одежды будет средним, а энергии на ее производство тратится столько же, сколько и для создания новой одежды.

2. Отдать на благотворительность. Но это при условии, что одежда в хорошем состоянии. Всегда будут те, кому она пригодится.

3. Своп — вечеринки, дресс — кроссинг или фримаркет — мероприятия на которых люди обмениваются ненужными вещами, в том числе и одеждой. 

4. Продать. Если ты купил хорошее пальто, которое одел от силы раза два, отдавать за бесплатно как минимум обидно. Миллионы сайтов (например «авито») и тематических пабликов помогут подзаработать и освободить шкаф от ненужного.

Расстаться с ненужной одеждой и принести пользу другим помогают фонд “Второе дыхание”   и  проект Svalka  (если вы в Москве). 

Все это, про то, что делать с одеждой, которая уже есть. Если масс-маркеты зло, то где тогда брать новую? 

Вариант, который смущает многих, но остается одним из самых простых — попробуйте покупать одежду в сэконд-хэндах. Бояться покупать б/у вещи не надо, никакой злой энергетики они не несут. Сейчас покупка в таких местах уже не считается чем-то стыдным. Наоборот! Многие любят сэконды именно за возможность найти эксклюзивные, винтажные вещи за копейки. Приятным бонусом будет экологичность такой покупки. Да, искать придется долго. Придется перерыть горы вещей и пройти несколько точек сэкондов, но результат может окупиться стократ. 

Невозможно остановить заводы и фабрики, но в силах каждого постараться сделать свое потребление более осознанным. Добавить к списку с экономией воды и электричества пункт, про передачу ненужной одежды в фонды или на переработку. Только такие, казалось бы незначительные действия, могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Бренды одежды уже обеспокоены проблемой экологии и этичного производства, надо показать, что и покупатели в этом заинтересованы.

Материал подготовила Марина Фоменко

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *