В Москве

Знаменитый дом С. И. Мамонтова или по-другому Московский Политех 

В домах номер 4 и 6 по Садовой-Спасской находится Полиграфический институт — бывший жилой дом предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова, который он получил в 1865 году. Это был известный всей Москве особняк и один из культурных центров Москвы. 

Дом был культурным пристанищем известных художников, архитекторов, скульпторов, поэтов, актеров, музыкантов, где образовался Московский художественный кружок (известный в искусствоведении как Мамонтовский). В этом доме была написана знаменитая картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».  

В 1911 году усадьбу приобрела Мария Александровна Страхова. Она перестроила особняк под частную мужскую гимназию. Можно сказать, что она построила ее заново, используя немецкий типовой проект «Политехникума». В новое здание вошли отдельные участки наружных капитальных стен дома Мамонтова, перепланирован флигель и коровник.  

Позднее, в здании располагается полиграфический институт, планировка искажается перегородками, вход с улицы закрывают. 

На входе после турникета висит большой баннер с рекламой скидок в интернет магазине OZON, рядом стоит банкомат Сбербанка. Первый этаж — небольшой коридор с гардеробом и художественными мастерскими. На стенах — выставка работ учениц университета. 

Изначально в анфилады комнат вела трехмаршевая парадная лестница. Теперь в здании две старые двухмаршевые лестницы из камня, которые стали уже совсем протоптанными. Вместо анфилад и роскошных комнат — коридоры с аудиториями по двум сторонам. 

Роскошная Столовая Мамонтова во времена М. Страховой была переделана гимнастический зал. Сейчас это аудитория для художников, в которой стоят мольберты с картинами, на подоконниках лежат книги. От столовой сохранились старые потолки из драгоценного мореного дуба. Но при реставрации их покрасили в белый цвет, от чего они кажутся дешевой фанерой. Стены обклеены дешевыми бело-желтыми обоями вместо дорогих изумрудных. Раньше на них красовались большие картины В. М. Васнецова. Пол был выполнен дорогой Итальянской мозаикой, однако в аудитории уложен обычный линолеум.  

Между вторым и третьим этажом находится актовый зал или «Шаляпинский зал», в котором была мамонтовская опера и пел оперный и камерный певец Фёдор Шаляпин. Считается, что именно Мамонтов одним из первых оценил бесподобный талант Ф.И. Шаляпина и организовал мировые турне певца. 

При Мамонтове и до недавних времен на входе стояли высокие трехметровые двери до потолка, которые были украшены резьбой по рисункам друзей-художников. Сейчас это стандартные деревянные двери около двух метров, а верхняя часть замонтирована. «У нас же всегда все хорошее утаскивают» — комментирует охранник. Потолки уже поменяли на обычные белые панели, которые так любят делать в учебных заведениях. На сцене есть специальная выемка для хорошей шумоизоляции зала, стоит пианино, а рядом стол с современной аппаратурой и ноутбуком. В свое время этот зал прославился на всю культурную Россию великолепными музыкальными вечерами. А сейчас мало людей, из тех, кто не учится в вузе, знает об этом месте.  

Если пройти первый этаж насквозь можно попасть в небольшой внутренний дворик с одноэтажными пристройками, похожими на заброшенные. В окне одного из них виднеются работники вуза, которые сидят за компьютером. Сам двор ни чем не примечателен — асфальт и пара деревьев. Чуть глубже начинается «гаражная» аллея — строение с металлическими дверями. По легенде — это бывшие конюшни. 

Дверь за первой лестницей от входа выходит на маленький внутренний двор. Тропинка, проложенная из деревяшек на земле, ведет в мастерскую Сергея Александровича Крестовского, российского художника, иллюстратора, члена Московского союза художников и местного доцента факультета графических искусств. Внутри собраны все работы художника, повсюду лежат книги и краски.  

Какое-то время по разрешению Мамонтова в доме жил Михаил Александрович Врубель. У него была двухуровневая квартира, где он написал знаменитого «Демона»

В 1891-1893 гг. по эскизу М. Врубеля построили флигель, который можно увидеть за забором около мастерской С. Крестовского. Сейчас это Московский ЗАГС. Флигель —  единственная сохранившаяся работа великого художника в Москве. Михаил Александрович выступил и в роли архитектора, оформителя и художника.  

Первоначально он был украшен керамикой: львиные маски, цветы, женские лица. Керамика была вставлена в нищи торцового и основного фасадов. Сами фасады были выполнены в византийско-романском стиле. В 1920-е и 1930-е гг. керамику демонтировали, передав её в музеи Абрамцево и Декоративно-прикладного искусства, но корпус сохранился. Со стороны двора в венецианском окне второго этажа есть две керамические вставки, замазанные краской. В доме сохранились майоликовые камины и две печи по эскизам Врубеля. На флигель можно посмотреть только за забором, для прохода нужно разрешение.  

Материал подготовила Анна Котова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *