В домах номер 4 и 6 по Садовой-Спасской находится Полиграфический институт — бывший жилой дом предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова, который он получил в 1865 году. Это был известный всей Москве особняк и один из культурных центров Москвы.
Дом был культурным пристанищем известных художников, архитекторов, скульпторов, поэтов, актеров, музыкантов, где образовался Московский художественный кружок (известный в искусствоведении как Мамонтовский). В этом доме была написана знаменитая картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».
В 1911 году усадьбу приобрела Мария Александровна Страхова. Она перестроила особняк под частную мужскую гимназию. Можно сказать, что она построила ее заново, используя немецкий типовой проект «Политехникума». В новое здание вошли отдельные участки наружных капитальных стен дома Мамонтова, перепланирован флигель и коровник.
Позднее, в здании располагается полиграфический институт, планировка искажается перегородками, вход с улицы закрывают.
На входе после турникета висит большой баннер с рекламой скидок в интернет магазине OZON, рядом стоит банкомат Сбербанка. Первый этаж — небольшой коридор с гардеробом и художественными мастерскими. На стенах — выставка работ учениц университета.
Изначально в анфилады комнат вела трехмаршевая парадная лестница. Теперь в здании две старые двухмаршевые лестницы из камня, которые стали уже совсем протоптанными. Вместо анфилад и роскошных комнат — коридоры с аудиториями по двум сторонам.
Роскошная Столовая Мамонтова во времена М. Страховой была переделана гимнастический зал. Сейчас это аудитория для художников, в которой стоят мольберты с картинами, на подоконниках лежат книги. От столовой сохранились старые потолки из драгоценного мореного дуба. Но при реставрации их покрасили в белый цвет, от чего они кажутся дешевой фанерой. Стены обклеены дешевыми бело-желтыми обоями вместо дорогих изумрудных. Раньше на них красовались большие картины В. М. Васнецова. Пол был выполнен дорогой Итальянской мозаикой, однако в аудитории уложен обычный линолеум.
Между вторым и третьим этажом находится актовый зал или «Шаляпинский зал», в котором была мамонтовская опера и пел оперный и камерный певец Фёдор Шаляпин. Считается, что именно Мамонтов одним из первых оценил бесподобный талант Ф.И. Шаляпина и организовал мировые турне певца.
При Мамонтове и до недавних времен на входе стояли высокие трехметровые двери до потолка, которые были украшены резьбой по рисункам друзей-художников. Сейчас это стандартные деревянные двери около двух метров, а верхняя часть замонтирована. «У нас же всегда все хорошее утаскивают» — комментирует охранник. Потолки уже поменяли на обычные белые панели, которые так любят делать в учебных заведениях. На сцене есть специальная выемка для хорошей шумоизоляции зала, стоит пианино, а рядом стол с современной аппаратурой и ноутбуком. В свое время этот зал прославился на всю культурную Россию великолепными музыкальными вечерами. А сейчас мало людей, из тех, кто не учится в вузе, знает об этом месте.
Если пройти первый этаж насквозь можно попасть в небольшой внутренний дворик с одноэтажными пристройками, похожими на заброшенные. В окне одного из них виднеются работники вуза, которые сидят за компьютером. Сам двор ни чем не примечателен — асфальт и пара деревьев. Чуть глубже начинается «гаражная» аллея — строение с металлическими дверями. По легенде — это бывшие конюшни.
Дверь за первой лестницей от входа выходит на маленький внутренний двор. Тропинка, проложенная из деревяшек на земле, ведет в мастерскую Сергея Александровича Крестовского, российского художника, иллюстратора, члена Московского союза художников и местного доцента факультета графических искусств. Внутри собраны все работы художника, повсюду лежат книги и краски.
Какое-то время по разрешению Мамонтова в доме жил Михаил Александрович Врубель. У него была двухуровневая квартира, где он написал знаменитого «Демона».
В 1891-1893 гг. по эскизу М. Врубеля построили флигель, который можно увидеть за забором около мастерской С. Крестовского. Сейчас это Московский ЗАГС. Флигель — единственная сохранившаяся работа великого художника в Москве. Михаил Александрович выступил и в роли архитектора, оформителя и художника.
Первоначально он был украшен керамикой: львиные маски, цветы, женские лица. Керамика была вставлена в нищи торцового и основного фасадов. Сами фасады были выполнены в византийско-романском стиле. В 1920-е и 1930-е гг. керамику демонтировали, передав её в музеи Абрамцево и Декоративно-прикладного искусства, но корпус сохранился. Со стороны двора в венецианском окне второго этажа есть две керамические вставки, замазанные краской. В доме сохранились майоликовые камины и две печи по эскизам Врубеля. На флигель можно посмотреть только за забором, для прохода нужно разрешение.
Материал подготовила Анна Котова