Эдуард Мане был провокатором и блестящим живописцем. То, как он мастерски соединял цвета, заставляло зрителя забыть, что у картины должен быть сюжет или герои. Мане важно не что именно изображено, а как сочетаются цвета и фактуры.
Например, на картине «Завтрак в мастерской» мы можем увидеть, как на кресле справа лежат: рыцарский шлем, оружие похожее на саблю, какой-то музыкальный инструмент, а на столе, для завтрака положили устрицы, круассан, лимон и кофе.
Мане любит яркие пятна, его мазки сглажены из-за чего картина кажется динамичной. Мужчина вот-вот встанет из-за стола, а женщина нагнется, чтобы поставить кофейник на стол.
Логическая связь людей и предметов для него находится на втором плане. Он прежде всего живописец, Мане не рассказывает историй. Он словно очень точный, изысканный аппарат, фиксирующий красоту и трагичность повседневной жизни.
Незадолго до смерти, в 1882 году, Эдуард Мане создает свой таинственный шедевр «Бар в „Фоли-Бержер“». В начале картина получила лишь иронические отзывы критиков, но через некоторое время стала общепризнанным шедевром.
К какому жанру ее можно отнести?
На первый взгляд она похожа на портрет. Девушка стоит перед зрителем, но смотрит сквозь него, сквозь нас. Вокруг нее много предметов, а в зеркале за ее спиной отражается человеческое море. Эта жанровая неопределенность свидетельствует о том, что картину заложен более глубокий смысл, чем бытовая сцена или портрет способны сформулировать и передать. Это тонкая, чрезвычайно привлекательная картина.
Для ее понимания важно знание контекста.
Где именно происходит действие? Мане изобразил «Фоли-Бержер», — одно из самых популярных мест развлечения Парижа конца 19 век. Это был синтез театра, варьете, танцев, шокировавших тогдашнюю публику и алкогольного ресторана. В таких местах смешивались все социальные слои французской столицы. Посетитель мог пойти в зал, чтобы посмотреть выступление, остаться за столиками или подняться на балкон.
Огромные зеркала, находящиеся за спиной девушки, опоясывают зал, создавая поразительный оптический эффект. Девушка на картине – буфетчица. Ее задача: кокетничая с посетителями, продать им как можно больше алкоголя. Но тогда почему она так смотрит сквозь зрителей, а не заигрывает с ними? Почему ее отражение выглядит и стоит по-другому? Зачем выставлять сразу четыре бутылки шампанского на стол, но без льда? Почему в отражении эти бутылки расположены по-другому?
Можно решить, что Мане поддается логике живописца, а не рассказчика, и просто создает визуально привлекательные детали, с удовольствием выписывая розы и бутылки.
На самом деле художник создал один из самых печальных образов 19-го века.
Фигура девушки похожа на стоящую рядом бутылку шампанского. Героиня стоит за барной стойкой как один из товаров, который любой желающий может приобрести. Но та меланхолия, которую она сообщает, показывает, что даже если она и товар, то ее это мало волнует. То, как девушка изящно и уверенно опирается руками на стол, показывает зрителю, что она занимает центральное место в картине. Героиня словно выпала из этой суеты и теперь она диктует наше поведение.
Вместе с блестящей живописью Эдуарда Мане это создает произведение, загадки которого не имеют четкого ответа. Художник здесь формулирует смысл обращаясь к нашему повседневному опыту, а не к культурному.
Материал подготовила Марина Фоменко