Фонтанная улица — одна из оживленных и туристических улиц в центре Питера. Вдоль нее протекает река Фонтанка, ходят катера и экскурсионные судна. Недалеко от Аничкова моста стоит Фонтанный дом или Шереметьевский дворец. Это один из дворцов графов Шереметевых, одних из виднейших бояр. Выполнен он в стиле русского барокко.
Квартира Анны Ахматовой в Фонтанном Доме расположена в Южном флигеле Шереметевского дворца. Флигель построен в 1845 году по проекту И. Корсини, а в начале двадцатого века М. Красовский надстроил третий этаж, где находится мемориальная квартира.
Перед тем как попасть в дом мы проходим через сад. В саду Фонтанного дома довольно много деревьев, стоят лавочки и памятники писателям. Рядом с кассой музея вдоль стены есть выставка «Сохрани мою тень». Она посвящена памяти Иосифа Бродского — в этом году поэту исполнилось бы 80 лет. На стенах размещены фотографии, посуда, одежда, мебель, стихотворения и памятные вещи. Все сопровождается аудиофайлами с прочтением его стихотворений. Рядом стоит пианино, на котором может поиграть любой прохожий.
Заходя в музей ты попадаешь в привычную обстановку современного мира. Висят новые плакаты и вывески, красный ковролин, есть гардероб и кафетерий. Вдоль окна расположены красные пуфики и столики. На них лежат котики, сидят женщины и пьют кофе.
Ахматова начала жить в доме, когда дворец превратился в музей дворянского быта, а квартиры во флигеле постепенно превращались в советские коммуналки.
В парадной есть две лестницы ведущие в квартиру, вход для посетителей на второй дальней. Ее квартира находится на третьем этаже по адресу: Фонтанка 34 квартира 44.
История квартиры началась в 1922 году, когда ее в качестве служебного жилья получил искусствовед и художественный критик Николай Пунин. Ахматова оказалось здесь, потому что он стал ее мужем.
Туристы начинают знакомство с музеем со старинной лестницы. В 19 веке пролеты были покрыты красивой и прочной плиткой. Она как бы разграничивает пространство на роскошь, оставшуюся от шереметевской эпохи, и на быт обычной ленинградской коммуналки. Чуть выше третьего этажа можно увидеть окошечко, которое ведет в туалет квартиры. Оно служило неким глазком, для того чтобы смотреть, кто пришел. В основном для ночных посетителей — сотрудников НКВД.
Вход в квартиру — старая двойная дверь из дерева, характерная для того времени. На ней висит медная табличка с именем «Н. Н. Пунин» и почтовый ящик. За дверью стоят две пожилые работницы и обсуждают музей и посетителей. «Как здорово, что к нам ходит молодежь, ведь интересно же, не забывают про историю. Вот на таких все и держится» — сказала одна из них.
В прихожей висит пальто Н. Пунина, которое он носил практически на протяжении всей жизни в этой квартире, висит его сумка, стоят дородные сундуки. Это была стандартная прихожая для квартир ленинградской интеллигенции. Также можно увидеть покрытую кафелем печь, саквояж, трюмо, подставку для зонтов, телефон и небольшую пейзажную картину на стене.
В переходе между прихожей и кухней — небольшой фрагмент фотолаборатории. Это было одно из увлечений Н. Пунина, он сам проявлял и печатал снимки.
На кухне справа расположен старинный буфет из красного дерева, в нем стоит посуда дореволюционного времени. Напротив висят полки с посудой и фотографией Смирновых, которые частично вытеснили семью Пуниных-Ахматовых. Они чувствовали себя хозяевами в этой квартире. Под полками стоит тумбочка, предмет массового советского производства. В период 20х-30х годов такие тумбочки были практически на каждой кухне. На ней стоят тарелки с советскими лозунгами, на одной из них надпись «Общественное питание — путь к социализму». На столе у прилегающей стены стоит самовар и посуда – миски, тарелки, чашки.
В конце 30-х годов жизнь в квартире стала тяжелой. Дрова, продукты, вещи первой необходимости стало крайне сложно добывать. В коридоре было на столько холодно, что Ахматовой приходилось надевать шубу, чтобы ответить на телефонный звонок.
После кухни мы попадаем в Белый зал или Танцевальный зал. Сейчас в нем размещена интерактивная экспозиция с рукописями, записками, личными вещами, рисунками, фотоснимками и документами. Экспозиция разделена на семь инсталляций, отражающих основные этапы творческого пути Ахматовой. На специальных экранах появляется описание любого предмета, на который нужно указать рукой. Посетители заинтересовано осматривают экспонаты и читают все справки.
Все комнаты расположены на одной оси по дворцовому принципу построения, но постепенно комната стала превращаться в коммуналку, двери между комнатами перекрывались и пройти насквозь было нельзя. Сейчас двери между комнатами открыты, а для выхода на кухню закрыты для кругового прохода по музею.
Первым идет классический кабинет ленинградского интеллигента-гуманитария Николая Пунина. Книги, рукописи, большой стол с огромным количеством письменных принадлежностей, кресло. Стены украшены рисунками художников и по совместительству друзей Пунина.
Второе помещение — столовая, в основном в ней принимали гостей. Посередине стоит большой квадратный стол, над которым висит красная лампа. Вокруг стола – венские стулья. У стен – патефон, диван, кафельная печь и буфет. Стены украшают картины, рядом с диваном стоит напольный мольберт с портретом Пушкина.
Последние помещения — комнаты Анны Ахматовой в разные периоды. Первая комната — центральная часть музея. Поэтесса переехала в нее после разрыва со своим мужем. В этой комнате находится двуспальная кровать, накрытая красным покрывалом. На покрывале – вышитая подушка. У стены – резной сундук работы итальянского мастера. Рядом с сундуком лежит чемодан, который Ахматова собиралась взять с собой, если ее придут арестовывать. На столике у выхода из комнаты стоит старое зеркало. Молодые посетительницы музея фотографируются в нем. У окна стоят стулья для посетителей. Две девушки сидят и обсуждают на сколько холодно было в это квартире зимой. Но сейчас стоят батареи, чтобы работникам музея не было холодно.
Вторая и последняя — комната, в которую Анна Ахматова переехала в 1945 году. Комната обставлена скупо, предположительно все, что в ней стояло, исчезло во время блокады. Большое напольное зеркало, картины, напольные часы, чемодан, стулья и шкаф с фигурками, книгами и фотографиями.
Заканчивается музей там, где и начался — в прихожей.
В 1952 году администрация Научно-исследовательского Арктического института, расположившегося в Шереметьевском дворце, окончательно выселила жильцов из бывших дворцовых флигеле й.
Музей показывает посетителям, как Анна Ахматова жила в условиях тоталитаризма, царящего в стране. И как творческая личность сохраняет свой интерес к искусству и создает уют в комнате.
Материал подготовила Анна Котова