Болонская система – бакалавриат, магистратура и докторантура – появилась в 1998 году. Россия к Болонскому процессу присоединилась в 2003. Соглашение было подписано в Болонском университете. Основная идея этой системы заключается в том, что стандарты обучения должны быть одинаковы во всех вузах мира, а дипломы – унифицированы и признаны странами, участвующими в договоре.
24 мая этого года глава Минобрнауки Валерий Фальков официально заявил, что Россия откажется от Болонской системы и вернется к специалитету. Ранее о возвращении «к традиционной русской системе образования» сообщали вице-спикер Госдумы Петр Толстой и секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. За последние месяцы количество сторонников отказа от участия в Болонском процессе возросло. Многие считают, что за четыре года бакалавриата невозможно подготовить настоящего профессионала. Госдума и Совет федерации уже разрабатывают законопроекты о создании новой отечественной системы образования. Мнения экспертов существенно разделились: одни считают, что выход из Болонского соглашения серьезно скажется на качестве образования, другие же – что в сущности изменений не произойдет.
Заместитель главы парламентского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин поделился, что готовится законопроект, который сделает специалитет основной формой получения высшего образования. Однако вузы смогут реализовывать программы и в двухуровневой системе в областях, где не требуется высокая квалификация или же в случаях, когда бакалавриат и магистратура интегрируют между собой.
Министерство просвещения активно поддержало решение главы Минобрнауки, заявив, что отказ от Болонской системы и переход на программы специалитета «способен усилить качество подготовки педагогов по всей стране».
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал, что отказ от Болонской системы должен быть поэтапным, и студентов необходимо предупредить об изменениях минимум за два года. По словам Анзора Музаева, изменения в высших учебных заведениях на сдачу ЕГЭ никак не повлияют.
25 мая в ходе заседания Госдумы все фракции нижней палаты парламента поддержали позицию главы Минобрнауки Валерия Фалькова относительно выхода России из Болонского процесса.
Экс-министр образования Владимир Филиппов о выходе из Болонской системы: «В пятилетней системе высшего образования всех учили по одному очень централизованному учебному плану. Многоуровневая система позволяет реализовывать гибкие образовательные траектории. Что плохого в том, что ребята участвуют в программах академической мобильности и получают новые знания, компетенции и опыт? Никто ни разу не обосновал, что за шесть (4+2) лет дают образование хуже, чем за пять. Надо четко разделять два понятия: структура системы высшего образования и содержание образования. Болонский процесс – это про структуру, а содержание определяют наши собственные российские образовательные стандарты».
Замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев заявил, что выход России из Болонского соглашения не означает возвращение к советской системе обучения в вузах, в стране создадут новую отечественную систему образования, основанную на предыдущем опыте. По его словам, система будет ориентирована «на национальные интересы с учетом наших международных интересов, с учетом интересов абитуриентов и с учетом интересов вузов».
По словам спикера Совета федерации Валентины Матвиенко, Болонская система в России не состоялась, поэтому российское высшее образование следует реформировать. «Вопреки всем обещаниям Запада о полной интеграции наших университетов, научных центров в научное пространство Европы, ничего этого не произошло, к сожалению», — высказалась Валентина Матвиенко.
В начале июня глава Минобрнауки Валерий Фальков пояснил, что реформа вовсе не означает запрет бакалавриата и магистратуры, будущее – за сочетанием разных форм образования, но теперь работодатели и университеты смогут отказаться от них в пользу специалитета. Действующие направления подготовки и специальности могут быть пересмотрены. По его словам, для некоторых профессий просто необходимо учиться не менее пяти лет. Он отметил, что компании вместе с университетами определят, какая форма, бакалавриат или специалитет, наиболее востребована в каждом конкретном случае. Также в российских вузах может появиться новое правило, по которому направление магистратуры должно быть сочетаемым, либо быть близким по профилю к тому, которое выпускник освоил в бакалавриате.
Также недавно в Москве прошло заседание расширенного совета Российского союза ректоров, посвященное созданию национальной системы образования. Глава союза, ректор МГУ Виктор Садовничий, предложил расширить практику обучения по программам специалитета в высокотехнологичных и имеющих общественно-государственное значение отраслях экономики. Он также отметил необходимость сохранения двухуровневой системы «бакалавриат плюс магистратура» для отдельных областей образования с учетом подготовки иностранных специалистов. Кроме того, по словам Виктора Садовничего, нужно закрепить модель обучения по программам интегрированной магистратуры в наукоемких отраслях. Президент Российского союза ректоров добавил, что все три положения подразумевают продолжение обучения в аспирантуре. Отдельно руководители вузов выделили необходимость сохранения взаимного признания систем образовательных квалификаций РФ и ЕАЭС, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и других регионов мира, а также соблюдения прав выпускников вузов, принятых на обучение по действующим образовательным программам.
Виктор Садовничий считает, что бакалавриат и магистратуру нужно сохранить в новой системе образования, но преимущество должно быть все-таки за специалитетом. «Специалитету и интегрированной магистратуре следует отдать преимущество, а бакалавриату и отдельным программам магистратуры – определенный процент. Наверное, будет разумно и правильно сохранить все варианты подготовки», — рассказал ректор МГУ.
6 июня замминистра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев сообщил, что все российские вузы исключили из Болонской системы. Одним из оснований этого решения стало то, что российские ректоры и руководители образовательных организаций поддержали военную операцию России на Украине. Однако, по словам замминистра, вступив в Болонский процесс в 2003 году, Россия «не взяла на себя никаких международных обязательств», поскольку присоединение к декларации не предполагает подписания каких-либо договоров.
Началась дискуссия о статусе ЕГЭ в новых образовательных условиях в связи с его фактической ролью инструмента для поступления на бакалаврские программы в университетах. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что Единый государственный экзамен отменен не будет, поскольку он поддерживает единое образовательное пространство РФ в условиях огромного разнообразия образовательных программ, учебников и учебных пособий. Он отметил, что ЕГЭ построен на стандартах российского образования и разработан с учетом традиций отечественной образовательной системы. По его словам, ЕГЭ можно отметить, если взамен будет предложена новая понятная модель, однако сделано этого пока не было.
Замминистра науки и высшего образования Петр Кучеренко обсудил на круглом столе в Госдуме отказ от балакавриата и магистратуры. Замглавы пояснил, что полностью отказаться от этой системы образования невозможно, поскольку нельзя лишать возможности продолжения обучения миллионов граждан, которые получили дипломы бакалавра.
Подводя итоги, можно сказать, что в ближайшие годы российское высшее образование будет активно переориентироваться на специалитет, но бакалавриат и магистратура продолжат существовать. Однако, скорее всего, количество учебных программ на этих формах обучения разительно сократится, и возможность получения образования по системе 4+2 снизится. На ЕГЭ выход из Болонского процесса пока никак не отразится.
Материал подготовила Софья Коробинцева