Культура

Цветная лихорадка 

Как люди меняли значение цветов из поколения в поколение? За что в Античности презирали жёлтый цвет? Как Великие художники подбирали цвета? Расскажем в статье. 

Начнём с самого неоднозначного цвета — желтовый  

В разные времена для всех этот цвет имел разное значение. В эпоху Античности люди считали его непорочным, спустя пару веков он превратился в оттенок, символизирующий зло, зависть, предательство. Например, в раннем Возрождении еще остаются отголоски Средневековья: На картине Леонардо Да Винчи 1497 изображено таинство причастия до распятия Христа, в котором он сообщает своим последователям, что кто-то из них может придать его. Реакции людей за столом абсолютно разные, но отличается Иуда, который не понимает всю трагичность своего поступка и показывает свое непринятие жестами. Он как отрицательный персонаж одет в неприязненный желтый цвет. 

Однако уже в развитом Возрождении античные тенденции вновь поселились в умах творческих людей того времени. Так на работах художников нимбы стали золотыми, как и кудри Венеры в работе Боттичелли.  

Источник: https://kulturologia.ru/files/u4456/44560278.jpg

Прошло время и в XVII веке появилось новое значение желтого: он ассоциировался с жизнью на широкую ногу и богатством. Это изменение в жёлтый цвет, внес Людовик XIV, который любил наряжаться в золотистые одеяния. К XX веку отрицательное мнение людей насчёт жёлтого вновь вернулось к теории Средневековья. Появились выражения «жёлтая пресса», «жёлтый билет». Как же много раз люди не могли определиться окончательно, что все-таки для них значит жёлтый? 

Синий 

Это самый многогранный и глубокий цвет, так полюбившийся мятежниками и творцами великого. Синий дал начало «объёму» в искусстве и новым идеям использования светотени. 

В Античности синий тоже ничего хорошо не значил для людей. Но на стыке XI–XII веков синий стал центром творчества. Художники начали в нем видеть новый божественный замысел.  

Но он известен не только своей связью с мистическим миром, но и своим свойством объёма. Мастера искусства поняли, что синий цвет фона дает объем, потому что людям он напоминает небо. С тех времен синий цвет пользуется уважением. Он стал «Совершенным».  Пикассо даже создал серию картин, посвященных голубому цвету, для него оттенок синего смог передать безысходность и печаль. 

Зелёный  

Чаще всего у не особо знающих людей, цвет ассоциируется только с пейзажем, но это далеко не так. Зелёный может обозначать признаки болезни, одиночества и магии. 

В разных эпохах зелёный считался символом Царства Божия. В иконописях им обозначают победу над смертью. В Рождестве Христова, также присутствует изумрудный оттенок. 

Однако этот цвет как, наверно и все, отличился дополнительным толкованием. В Средневековье он символизировал зелья ведьм, магических драконов. 

В 20 столетии мастера ремесла решили, что этот цвет больше всего подходит для изображения болезненности и печали. 

Чёрный  

В начале времен значение черному цвету распространили множество религий. Для них он всегда противостоял свету, был злостным врагом мира. Вот из-за этого цвет стал символ тьмы, смерти и ада. Обратимся к изображению Иуды в живописи Ильи Репина, на картине он с черными волосами и одеждой, что дает понять зрителю, что это нечистая сила.  

Но есть и другая трактовка этого цвета.  Например, в конце XIX века символисты применяли чёрный, чтобы поддержать женскую эмансипацию. Героини на полотнах были изображены на ровне с мужчинами. (Франц фон Штук. Юдифь и Олоферн. 1926). В XX веке Малевич решил — чёрный цвет свободы.  

Материал подготовила Ольга Железнякова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *