Слово «массовость» в наших глазах не так давно приобрело негативную окраску – все, что делается для массового сознания, обычно имеет низкое качество. Не исключено, что оно понравится большинству как раз-таки за свою простоту, однако будет ли этот «предмет искусства» обладать ценностью – уже вопрос спорный.
Однако авторские фильмы (арт-хаус) – картины, не рассчитанные на широкую аудиторию. Чаще всего для них устраивают закрытые показы, фестивали. Но для большинства людей, не вовлеченных в кинематограф слишком глубоко, такие фильмы не представляют интереса.
Если вы не понимаете какие-то авторские фильмы – это не значит, что вы глуп или невежественен. Такие кинокартины нацелены скорее на близких знакомых или людей искусства, глубоко понимающих задумку автора. Нас отталкивают такие фильмы, но не потому, что мы для них слишком глупы, а лишь потому, что они для нас просто не предназначены.
Арт-хаус противопоставляется развлекательному кино – там производство целиком зависит от продюсеров: рассчитывается рентабельность фильма, сюжет и подбор актеров целиком направлены на получение прибыли. Арт-хаус же несет цель высказать точку зрения автора, и тут он тесно связан с определением авторского кино.
Массовый же кинематограф создается максимально просто для зрителя, чтобы ничего не приходилось додумывать. Конечно, в последнее время мы чаще обращаем внимание на сложные фильмы с необычным сценарием и закрученным сюжетом, однако и в таких фильмах присутствует доля банальных приемов.
Так почему же массовые фильмы сейчас популярнее авторских? Неужели людям приятнее растрачивать свое время на однообразные и привычные сюжеты?
Ответ прост, хотя и может обидеть. Люди просто перестали думать. Сюжеты массового кинематографа настолько отбивают способность мыслить человека самостоятельно (естественно, в контексте восприятия фильма), что в следующий раз, будучи уже на сложном фильме, человек не увидит преимуществ в том, чтобы вникнуть. Куда приятнее видеть на экране красиво снятые экшн-сцены или великолепный пейзаж, чем пытаться понять историю по каким-то намекам, иногда даже с почти отсутствием декораций. Лень – двигатель прогресса, и в данном случае прогресс получается не в пользу человечества.
Американский киновед Дэвид Бордуэлл говорит, что основной признак любого арт-фильма — это его непохожесть на классическое голливудское кино. Если сюжет в голливудских фильмах всегда действует по формуле «причина — следствие» или «проблема — решение», то арт-фильм отличается большими пробелами в сюжете, где далеко не на каждое «почему?» дается ответ. Для артхауса более характерно приближение к фиксации потока существования. Отсюда и скука, которую часто вызывают такие фильмы.
При помощи искусства достигается самосовершенствование. В этом цель искусства — раскрыть эстетическую способность человека и помочь ему узнать себя. Если судить по этому принципу, то кино, бесспорно, является искусством. Оно обогащает духовный опыт человека. Но только в том случае, если выражает особое видение его создателя. Кино, которое отражает мировоззрение режиссёра фильма, называется авторским. Именно многообразие точек зрения способно поднять кино на уровень истинного искусства.
Материал подготовила Олеся Маркина