«Трагедия о Ромео и Джульетте написана на итальянский сюжет; действие происходит в Вероне, где и ныне показывают гробницу двух влюбленных» — Жермена де Сталь в романе «Коринна или Италия».
Шекспир без театра не был бы Шекспиром. Образы Ромео и Джульетты обрели вечную жизнь в поэзии, искусстве и музыке. История про искренние чувства юноши и девушки имеет большое количество интерпретаций на сценах театров по всему миру. Каждый режиссер видит свою картину происходящего, из-за чего меняются художественное оформление спектаклей и костюмы актеров.
Постановщики трагедии воссоздавали исторический колорит, соответствующий временам литературного рождения Ромео и Джульетты. Герои Шекспира представали в более поздних костюмах, чем те, которые могли бы носить их исторические прототипы. Культуре и костюму итальянцев XIV века были присущи черты позднего Средневековья — сочетание разнофактурных тканей, использование шнуровок, кулисок и фурнитуры, в XV — пластичность, естественность силуэта, сложный покрой и роскошная отделка.
В XVI-XVII веках оформление спектаклей исполнялось в костюмах, современным этим постановкам. Постановщики трагедии в XIX веке стремились придать образам спектакля черты итальянского Ренессанса. Костюмы персонажей были призваны воплотить его в мельчайших деталях, декорации создавали атмосферу того времени.
Обратимся к костюму Ромео. В позднем Средневековье парадная одежда знатных мужчин включала в себя короткое, облегающее фигуру котарди с застёжкой по центру переда и низко расположенным поясом. Рукава котарди были узкими, откинутый капюшон заменял воротник.
В XIV-XV веках фасон и детали костюма создавали впечатление гибкого и динамичного силуэта. Юность облика подчёркивалась стилем одежды, причёской и тщательно выбритым лицом. Юноша был одет в белую рубашку из тонкого полотна — камича, на которую надевалось соттовесте, брагони, фарсетто — небольшая куртка или безрукавка часто с петельками на проймах. Это давало возможность присоединить любые рукава. Претина — верхняя накладная одежда знатных юношей, по другому — удлинённый жилет. Боковые части не были сшиты, в талии её перетягивали узким мягким пояском, подчёркивая стройность фигуры. Цвет претины всегда был отличен от основной одежды. Такой костюм носит Ромео и другие юноши в фильме Дзеффирелли.
Тибальт, Меркуцио и молодые мужчины в сцене бала у Капулетти носили джорне — соединение накидки и претины — перетянутый в талии поясом. Он облегал фигуру, а откидные рукава были разных фасонов. Жакет, дублет, пурпуэн — итальянские варианты европейской короткой одежды. В фильме Дзеффирелли она была представлена как с откидными рукавами, так и вовсе без них.
В XIV-XV веках юноши носили на голове беретто — маленькие фетровые шапочки. Такой головной убор есть у Ромео. Мужчины постарше и посолидней надевали разного вида высокие шапки без полей и шляпы с полями и высокой цилиндрической тульей, иногда расширенной кверху. Тибальт, Парис и герцог Вероны носят шаперон-буреле — капюшон с длинным «хвостом» и с жестким бортом. Его надевали поверх шляпы с полями в форме валика.
Особенностью наряда Джульетты становится торжество чарующей женственности. Женщина в Италии стала чувствовать силу своей физической привлекательности, подчёркивая её при помощи костюма. Одежде итальянцев были присущи некоторые черты античности. Они проявлялись в легких драпировках и спадающих складках. Плавность и изящная простота, легкость и стремительность образа воплощали идеал юной девушки. Джульетта в фильме Дзеффирелли носила гамурру — цельнокроенное платье с несколькими пар рукавов разного цвета, соединенных шнуровкой с проймами, с отрезным, узким лифом и юбкой в складку. Сверху она надевала белый домашний фартук.
В повседневности юная девушка ходит с распущенными волосами, поддерживаемыми лентой. Каль — домашний головной убор, облегающий голову чепчик с завязками под подбородком, украшенный вышивкой. Такой головной убор носит Джульетта и ее няня, принесшая вести от Ромео о готовящемся венчании, в фильме Дзеффирелли.
Во время траурного одеяния девушка набросила на голову тонкое черное покрывало из шелковой ткани — фаццуоло. По итальянским традициям этот головной убор носили невесты на следующий день после обручения во время посещения родственников и друзей.
Головные уборы замужних женщин были более объёмными и замысловатыми. Леди Капулетти носит кугельхаубе — головной убор на жесткой основе, состоящий из чепца и капюшона, обтянутый цветным шёлком.
Еще один вид прически Джульетты представлен в фильме Дзеффирелли. Это тринцале или коаццоне— повязка или маленькая шапочка, укрепленная на затылке и переходящая в тонкий чехол для длинной косы, которую переплетали лентой или ниткой жемчуга.
Материал подготовила Екатерина Антоненкова