На прошедшем уже ежегодном Summer Game Fest такие гиганты игровой индустрии как Square Enix, Devolver Digital, Sony и более мелкие студии провели собственные презентации и показали народу новую информацию по текущим проектам. Крупных анонсов, кроме пожалуй ремейка The Last Of Us, не было. Показали геймплей Calisto Protocol, идейного продолжателя Dead Space, и в принципе это было бы все, если бы не Bethesda Softworks и их презентация геймплея Starfield.
Для рядового игрока это не более чем довольно посредственное событие без ярких анонсов и громких релизов, но для людей знающих презентация стала настоящей инфо бомбой.
Стоит отметить, что не так давно Microsoft приобрела ZeniMax Media и все ее активы, включая Bethesda. Тогда все были крайне поражены успехами Фила Спенсера, директора игрового отдела Microsoft, и его стратегией смещения Sony с пьедестала первых в игропроме. Но после случилась покупка Activision Blizzard за 70 млрд долларов, и вот тогда даже у простых игроков стали возникать вопросы о ситуации внутри Microsoft. Тратяться деньги, идет время, а обещание об эксклюзивах для Game Pass каждый месяц становиться все более и более авантюрным и невозможным.
За прошедшие два года от Microsoft в релиз вышли лишь Halo Infinite и Microsoft Flight Simulator, не очень похоже на ААА проекты каждый месяц. Еще и покупка скандальной корпорации (Blizzard) с многочисленными обвинениями о домогательствах и регулярных переработках. Все эти факторы уже указывают на подозрительные условия внутри компании Фила Спенсера, и оставляют немало вопросов: как проводится интеграция студии в основной костяк, какой налаживается контроль и общий менеджмент?
Но вернемся к Starfield и почему вокруг нее сейчас такой ажиотаж. Игру уже сравнивают с No Man’s Sky из-за процедурной генерации планет, бесконечных исследований космоса и т.д. Но увидели игроки здесь и еще кое-что, а конкретно использование абсолютно устаревшего игрового движка Creation Engine, собранного на базе Gamebryo, который в свое время стал основой для The Elder Scrolls IV: Oblivion! Фанаты уже отметили кривость реализации стрельбы, прорисовки текстур игровых элементов и просто устаревшие ассеты, при том, что Тодд Говард (директор Bethesda) заявляет, что игра подарит “true next game experience”, хотя выглядит игра как продукт начала 4 поколения консолей.
Уже только один этот факт говорит об очень многом. Во-первых руководство Майкрософт совершенно не озабочено перестановками кадров, последующим менеджментом и постройкой новых рабочих взаимоотношений между студиями, которые она содержит. Во-вторых Майкрософт по какой-то причине не заботит качество продукта, который выходит под их эгидой, маркой и именем, видимо, имидж это не для них, ведь они оставили на руководящей должности человека, который вот уже много лет заставляет работать людей с морально устаревшими и более не актуальными программами.
Но как подобное отражается на индустрии? Теперь представим, что вы художник/программист, вы решили поработать в другой студии, и взгляд пал на Bethesda. Вас взяли в штат и сказали, что теперь вы работаете над проектом о космических исследованиях, над Starfield, а вашим инструментарием станет то, на чем делали ещё Skyrim (2011). Вы соглашаетесь и в течении, скажем, 4 с половиной лет работаете в этой системе. Работа подходит к релизу и человек с вашей позицией им больше не нужен (стандартная процедура в геймдеве).
И вот вы без работы, а есть на что-то надо, поэтому приходите в другую студию. Там вам задают очевидный вопрос, — С какими программами работали? Сможете работать с передовым Unreal Engine 5? И вот тут возникает проблема. Вы вообще не знаете, что такое Unreal Engine 5 и совершенно не представляете как он работает, но зато вы знаете как работает Creation Engine. Спойлер: вас не взяли. А все потому что в течении 4 лет единственным вашим инструментом был устаревший кусок кода, который вам навязал консервативный дед под дулом пистолета.
Таких кадров в скором времени будет много, такие кадры уже есть благодаря движку Frostbite и компании Electronic Arts. Возникает вопрос — куда смотрит Фил Спенсер, когда тратит очередные миллиарды на откровенно проблемные коллективы?
Думаю дальнейшие комментарии излишни. Конкретно со Starfield все абсолютно понятно. Не понятно лишь будущее Майкрософт и их систем селлера — Game Pass. Как долго игроки еще будут отдавать предпочтение системе Xbox, если в то же время на PlayStation уже вышли такие ААА проекты как Ratchet and Clank: Rift Apart, The Last Of Us: Part 2, Horizon: Forbidden West, Gran Turismo 7, Days Gone, Death Stranding и ряд других успешных продуктов? Да, и у Сони есть проблемы, но производственный аппарат настроен на безотказную работу, интеграции студий происходят плавно и без историй, их покупки не выглядят случайными и даже стихийными. Пожалуй Фил Спенсер и дальше будет продолжать терять своих пользователей, особенно на фоне закрытия дешевого Game Pass из Аргентины, а тут уже и о 500 000 игроков уже можно забыть.
Материал подготовил Артём Чеботарёв