Прошло почти 77 лет со страшнейших событий в Японии, а именно атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Решение по бомбардировке принял президент США Гарри Трумэн, тем самым показав мощь своей страны Сталину. Тех, кому удалось выжить после ядерных взрывов и их детей прозвали хибакусями. Людей долго преследовали такие трудно излечимые болезни, как рак, инвалидность, психологические расстройства и тератоморфа(уродство).
Предпосылки и причины события
Токио отказался от полной капитуляции в июле 1945 на основании Постдамской декларации. В августе Япония согласилась на капитуляцию с особыми условиями, которые были отклонены. В сентябре 1944 года была достигнута договоренность между президентом США Рузвельтом и министром Великобритании Черчиллем о потенциальном использовании атомного оружия. Во время Второй мировой войны погибло около 400 тыс. американцев в ходе войны против Японии. Некоторые ученые считают, что было лишь «испытание ядерного оружия на мирных жителях». 28 июля начальник Объединённого комитета начальников штабов Джордж Маршалл подписал приказ на боевое применение ядерного оружия.
Бомбардировка Хиросимы
Хиросима – город Японии, седьмой по населению. До войны там проживало около 340 тысяч людей. В городе находилась важная база снабжения армии.
26 июля крейсер «Индианаполис» доставил на Тиниан атомную бомбу «Малыш» (англ. Little Boy). Уже 6 августа в 1:45 американский бомбардировщик В-29 под командованием Пола Тиббетса, несший атомную бомбу «Малыш», поднялся в воздух. В 08:00 в Японии была объявлена воздушная тревога. Япония не стала перехватывать бомбардировщики из-за экономии горючего и самолётов. Ожидалось, что это всего лишь разведка. Сброс бомбы был произведен свыше 9 км, а взрыв произошел на высоте 576 метров над землёй. Люди испепелились моментально, а все в радиусе 2 км – воспламенялось. Стекла в домах разбивались на расстоянии 19 км, а скорость ветра достигала 60 км/час. Город погрузился во тьму. К концу 1945 года погибших насчитывали 166 тыс. человек. Спустя 5 лет от болезней погибло еще 34 тысячи.
Бомбардировка Нагасаки
Нагасаки – крупный морской порт и промышленный центр. В городе изготавливали орудие, корабли и другую технику. На момент бомбардировки население составляло 200 тысяч человек.
28 июля и 2 августа на Тиниан самолётами были привезены компоненты атомной бомбы «Толстяк» (англ. Fat Man). В 2:47 9 августа тот же бомбардировщик В-29, но уже во главе с Чарльзом Суини взлетел с бомбой «Толстяк» на борту. Тревога прозвучала, но быстро закончилась. Взрыв произошел в 11:00 на высоте 500 метров над землёй. Удивительно, но эффект от взрыва был меньше, хотя мощность была больше. Этому поспособствовали холмы. Все в радиусе 1 км исчезло почти мгновенно. В итоге пострадало 50% зданий и погибло около 150 тыс. человек.
Фудзио Торикоси – 86 лет, выживший после этой катастрофы. Он рассказал о случившимся:
«Утром 6 августа мы с мамой готовились поехать вместе в больницу. За несколько дней до этого мне диагностировали авитаминоз, и я отпросился с занятий в школе, чтобы пройти обследование. Во время завтрака я услышал низкий гул двигателей над головой. Уже тогда я сразу смог на слух идентифицировать B-29. Я вышел наружу, но никаких самолетов не увидел.
Я был сбит с толку и взглянул на северо-восток, где разглядел в небе черную точку. Внезапно она вспыхнула шаром ослепительного света, заполнившего все вокруг. Порыв горячего ветра ударил мне в лицо; я тут же закрыл глаза и опустился на землю. А когда попытался подняться, другой порыв ветра подхватил меня, и я сильно ударился обо что-то. Что произошло дальше — не помню.
Когда я, наконец, пришел в себя, то обнаружил, что лежу рядом с емкостью для пожаротушения. Почувствовав резкое сильное жжение в лице и руках, я попытался обмакнуть их в тот контейнер. От воды стало только хуже. Где-то неподалеку я слышал голос матери. «Фудзио! Фудзио!» Она подхватила меня на руки, и я отчаянно вцепился в нее. «Оно жжется, мама! Жжется!»
На протяжение следующих нескольких дней я то приходил в сознание, то снова отключался. Мое лицо опухло так сильно, что открыть глаза было невозможно. Какое-то время меня лечили в бомбоубежище, затем отправили в больницу Хацукаити и в конце концов привезли домой, замотанного в бинты с головы до ног. Несколько дней я пролежал без сознания, борясь с высокой температурой. Когда же я, наконец, очнулся, поток света хлынул мне в глаза сквозь повязки, и я увидел маму, сидевшую рядом и игравшую на губной гармошке колыбельную.
Мне сказали, что доживу я только до 20. Но вот он я, 70 лет спустя, и теперь мне 86. Я хочу лишь одного: забыть все это, но огромный шрам на шее каждый день напоминает мне о той бомбе. Мы не можем и дальше жертвовать драгоценными жизнями на войне. Остается только молиться — истово и беспрестанно — за мир во всем мире».
Материал подготовил Евгений Банцеров