Кино

Эхо безумия: становление Джокера 

В предыдущей статье мы многое узнали о Бэтмене, о герое без супер-способностей и с очень сложным прошлым. Но что же мы можем узнать про одного из самых непредсказуемых злодеев, против которых Темному Рыцарю приходилось сражаться? Сегодня мы окунемся в омут сумасшествия, разнообразия и безумного смеха. Встречайте – Джокер. 

Разумеется, Джокер не всегда был таким, каким мы его представляем. И сейчас даже разговор не о том, что некогда злодей имел вполне нормальную семью и в принципе выступал в обществе как обыкновенный человек. Речь идет о злодее, который перенес множество метаморфоз.  

Отголоски смеха 

В начале своей супер-злодейской карьеры, «Мистер Джей» выступал как самый настоящий шут: он совершал пакости, нес околесицу, практически не имел причинно-следственной связи и просто… Веселился. Конечно, последняя черта за ним держится до сих пор, но во времена его первого появления, да и жестокость его взяла старт тоже с самого начала, Джокер и впрямь был слишком глупым для того, чтобы строить глобальные планы и целенаправленно отравлять жизнь жителям Готэма. Скорее он «просто делал», безо всякой причины. Хотел отравить город – да! Хотел смастерить джокер-мобиль? Пожалуйста!  

Однако, именно этот клоун появился в первом выпуске «Бэтмена», лишь немного помедлив после дебютирования самого Темного Рыцаря. И в первых десяти выпусках появился на страницах комикса аж 9 раз.  

Неудивительно, что имя такого персонажа на руках, ни один из создателей не стали ждать писем читателей, а просто продолжили развитие данного персонажа. Хотя, появление самого образа и было слегка замутненным: Джерри Робинсон принес в офис игральную карту с изображением шута, а сценарист Билл Фингер сравнил ухмылку клоуна с рисунка с фотографией клоуна Гуинплена из фильма «Человек, который смеется».  

И хотя в поиске достойного противника, Джокер и выжил, откуда и появилась крылатая фраза «Я только что проверил этого человека… он не мертв! Он все еще жив и будет жить!», DC все еще не возлагали больших ожиданий на саму историю и позиционировали ее детской, в чем и признавались редакторы.  

Однако, в дальнейшем концепция стала меняться, Бэтмен приобретал более суровый образ, история омрачалась, но Джокер эволюционировал, зажил собственной жизнью. И с годами становился только лучше.  

Смех в полночь 

Разумеется, тандем из шутника и «простака-детектива» (как, посмели выразиться составители энциклопедии), не мог пройти незамеченным, и требовал дальнейшего развития. Именно в этом цикле развития, Джокер стал аккомпанировать хаосу, он отдавал себе отчет о том, что вредил людям, однако продолжал делать, что делал до этого.  

О контроле над безумием Джокера был создан сюжет комикса «Batman. Black And White: Case Study». Выдвигается предположение, что шут обладает достаточно сильно развитой некой «суперразумностью», которая и помогает ему быть «Джокером».   

О переходе Джокера в  новую эру сигнализирует то, как в графическом романе, вышедшем в 1989, под авторством Граната Моррисона, сумасшедший гений не захотел снимать маску со своего поверженного врага. Он принимает Бэтмена – как реальную личность, и скрытая личность Темного Рыцаря его устраивает.  

О том, что Джокер «вырос» до более широкого образа злодея, сигнализирует комикс ДеМаттиеса и Стэнтона, Legends of the Dark Knight: Going Sane, в котором после смерти Бэтмена Джокер становится обыкновенным гражданином. Он меняет имя, внешность и даже заводить семью. Словно понимая то, что в данный момент больше нет интереса к преступной деятельности. Нет интереса и стремления. Наконец выясняется, что в Джокера есть мотивация, и без нее шут не может продолжать свою деятельность.  

Ужасающий хохот 

Для того чтобы насолить своему врагу, чтобы выиграть битву, Джокер прибегал к действительно ужасающим методам. В графическом романе Batman: The Killing Joke, опубликованном в 1988 году, «Мистер Джей» решил воздействовать на Бэтмена со стороны его близких людей. Выкупив старый парк аттракционов, а также навредив Джеймсу Гордону и его дочери Барбаре (прострелив ей спину и оставив инвалидом), Джокер стал дожидаться Бэтмена, который должен был прочувствовать на себе всю тяжесть безумия. Стоит также сказать, что в данном романе рассказывается о жизни шута до его перевоплощения. Это очередной сюжет, повествующий о том, как человека может сломать «Всего один плохой день»: без нормальной работы и с беременной женой, молодой человек пытался найти деньги на нормальную жизнь для себя и своей семьи. Он согласился на криминальную работу, однако за несколько часов до того, как выдвигаться на «дело», «Джей» узнает, что жена погибла в пожаре из-за неисправной электрики. В тот же день комедиант падает в химикаты, становясь сначала «Красным колпаком», а затем «Джокером», признавая свое желание отомстить и несколько «развлечься», высказывая иронию своему противнику — Бэтмену. 

Пристанище смеха 

Как ни странно, но Джокер всегда выбирал достаточно мрачные убежища, оттого многие и стали признавать, что Лечебница Аркхем скорее родной дом для шута, нежели некая преграда, мешающая ему выйти на волю.  Сама клиника обросла дурной славой, и была ли не домом безумия в прямом смысле слова, об истории Аркхема есть отдельные статьи на «вики», на нее ссылаются в серии игр про Бэтмена. Она и Джокер – стали символом сумасшествия во вспененной. И теперь, обладая целым сумасшедшим домом, Джокер дошел до той стадии, которую знают многие. Очень много внимания на эту связь уделяют комикс «Джокер», авторства Брайана Азарелло и Ли Бермехо, а также сюжеты «Arkham Asylum: Madness», «Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth». 

 На всем своем преступном пути клоун собирал по частям то, что может ему помочь: традиционный костюм, «убийственные штучки», врага, помощницу, а теперь у него появилось пристанище. От мелкого проказника в мульт-анимации до супер-злодея. 

Материал подготовила Анна Кузьмина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *