Стиль жизни

Буллинг 

Вид насилия, когда в течение времени по отношению к  ученику осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц,  он остро ее переживает, но по разным причинам  не может ответить на агрессию.

Ребёнок  в школе может быть подвержен разным видам буллинга.

Физическим — непосредственные физические действия в отношении жертвы : подзатыльники, пинки, щипки, пощечины, плевки, удары кулаком, подножки.  

Вербальным — любые издевательства без прямого физического контакта. Например, оскорбления, угрозы, насмешки, принуждение к совершению унизительных действий.

Социально-психологическим – травля, направленная на социальное исключение или изоляцию : сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции.

Экономическим — вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды. 

Источник: https://www.campussafetymagazine.com/wp-content/uploads/2018/09/bullying-wide-image.jpg 

 
Участники конфликта  

В ситуации буллинга обычно принимают участие агрессор , жертва и наблюдатели .

Агрессором обычно выступает человек:

1)с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других; 
2)стремящийся быть в центре внимания любой ценой; 
3)агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию; 
4)  чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях; 

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением. 
 

Источник: https://i.ytimg.com/vi/FekUnsF5T5Q/maxresdefault.jpg

Жертва — повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети: 

1)с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.); 
2)неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой; 
3)с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.); 
4)с низким интеллектом и проблемами в учебе; 
5)«любимчики» учителей или, наоборот, изгои. 
Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор. 
 
Наблюдатели — это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечёнными в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий:  

1)Либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомним мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву). 
2)Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак  не вмешиваясь в конфликт. 
3) Когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему. 

Почему происходит буллинг? 

 
Основные причины можно назвать следующие: 

1) Нежелание и даже страх быть изгоем внутри группы. Именно из-за него дети, повинуясь коллективу, сплочаются против одного общего врага и регулярно травят его, боясь оказаться на его месте. Чаще всего это происходит в средних и начальных классах, когда дети стремятся стать частью группы, находятся под ее влиянием. 
2) Провокация авторитетного взрослого — учителя .Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё и делая вид, что  ничего не замечает. 

Мотивы 

1)зависть; 
2)месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания); 
3)самоутверждение в коллективе; 
4)стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»; 
5)желание нейтрализовать соперника посредством его унижения. 

Что делать ребёнку – жертве травли? 

1)Если ребёнка травят в школе, обзывают, портят ему одежду и вещи, то обязательно нужно рассказать об этом взрослому: родителям, учителю ,старшему товарищу. Если никто из выше перечисленных не откликнулся на просьбу о помощи , то нужно обратиться в службу психологической помощи. 
И  важно помнить : попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду. 
2) Не стоит бояться, что «будет хуже», если рассказать кому-то , что происходит. Будет действительно хуже остаться один на один со своей проблемой. 
3)Если травля происходит в интернете,  то обязательно  нужно сохранять все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга. 

Как вести себя родителям? 

Источник фото: https://img.kanal-o.ru/img/2022-05-30/fmt_94_24_shutterstock_2157078915.jpg 

Самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины! Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в не тот коллектив, в непростую для себя ситуацию, из которой родители  помогут ему найти выход. 

А также : 

1)Доверительно поговорить с ним о сложившейся ситуации. Разъяснить ему дальнейшие действия и линию поведения; 
2) Помочь ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников; 
3) Поговорить с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка; 
4) Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, то нужно рассмотреть вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте. 
5) В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность –  то надо распечатать переписку, сделать скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы. 

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту. 

Влияние буллинга на его участников и последствия 

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией. 
 
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость. 

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей. 
У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания. 

Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления. 
И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия. 

Материал подготовила Бегереева Амалия 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *