Культура

Интервью. Иллюстратор

Мы познакомились четыре года назад, у неё было много скетчбуков изрисованных птицами и лицами людей. Если бы меня спросили, какая Она я бы сказала просто – Ворона. Такая не приземлённая и летящая по направлению ветра. 

Мы прожили вместе четыре года и сейчас от нас в серой квартире общежития останется только белая стена с её черными рисунками. 

Надеюсь, что её искусство никого не будет пугать по ночам, ведь на всю стену то, о чем я говорила раньше: лица и птицы. 

Newsforward: Если бы тебя попросили описать твоё искусство тремя словами, какие именно слова ты бы выбрала?  

Иллюстратор: Мои черно-белые грёзы. 

Newsforward: Как ты относишься к понятию «талант»? 

Иллюстратор: Собирательное из упорства и трудолюбия. 

Раньше я говорила, что талант — опошленное понятие, и мне даже не хотелось использовать это слово. Во многом это было связано с тем, что некоторые люди перекладывают ответственность на талант, делая из него то ли божественную метку, то ли новый жизненно важный орган. Сейчас я не против говорить «талантливо»/»талант» — так я выражаю восхищение форме ума человека, которому адресую эти слова. 

Newsforward: У тебя есть история, благодаря которой ты могла бы сказать «искусство меня спасло»? 

Иллюстратор: Конечно. В целом, занимаясь искусством, я себя, если не спасаю, то, как минимум, лечу и иду к этому спасению. В какие-то моменты жизни очень много работ являлись сублимацией сильных переживаний. На этом, в принципе, много творчества в мире построено. 

Что касается меня, обычно я рисую и пишу, чтобы пережить какой-то момент. Поэтому у меня есть выстраданная «стена переживаний» с рисунками и стихами, которая охватывает не одно событие. Скажем, таким образом я говорила с пространством, а оно говорило со мной: со временем буквы выцветали, символично стирая историю. 

Newsforward: Что самое запоминающиеся в твоём стиле (твоих иллюстрациях)? 

Иллюстратор: Я не могу сказать однозначно. Просто есть детали, которые я добавляю периодически, и они значимы для меня — цифры, птицы. И вспоминая о своих работах, я думаю сразу об этом. Но для кого-то это не так. Наверное, запоминается то, что я не особо использую цвет. Обычно мои иллюстрации монохромные — черно-белые, от чего они могут казаться мрачными, даже если сюжет в них таким не является. 

Newsforward: Есть ли художники/иллюстраторы, которые тебе нравятся? (Да/нет, почему) 

Иллюстратор: Есть. 

Я люблю работы Clément Louis. Его раннее творчество больше завязано на графике и фэшн-иллюстрациях. Сейчас он более живописный, яркий.  Герои его картин — люди из его творческой тусовки, модели, он сам. Он часто пишет дрэг-квин артистов. Я люблю его руки, люблю его шеи и его откровенность. 

Я люблю атмосферность иллюстраций Katherine Lam. 

Я очень люблю Митю Фенечкина и его графику. Его работы такие реальные и такие сюрреалистичные в то же время. Мне очень нравится его серия про сны.  

Мне нравятся сюжеты и лаконичность Евдокии. 

И много кто еще мне нравится. Можно долго перечислять. 

Newsforward: Что для тебя современное искусство? 

Иллюстратор: Современное искусство — это искусство, которое создавалось со второй половины 20-го века и создается прямо сейчас. Через столетие наше современное искусство не будет никаким современным, это, думаю, всем понятно. 

Говорить, что современное искусство — это про эксперименты? Во все времена они были, так и появлялись новые направления в искусстве. И во все времена художники(тут я имею в виду вообще всех деятелей искусств: и музыкантов, и поэтов, и писателей и т.д) искали ответы на остросоциальные вопросы, обличали пороки. В этом плане ничего не изменилось. Технических возможностей стало больше, поэтому выставки принимают все новые и новые формы. Но для того, чтобы остаться в истории, не обязательно покорять публику техническим прогрессом, некоторые перфомансы вообще не требуют ресурсов. 

Художники всегда созидали и бунтовали, говорили и молчали, обходили цензуру и ее не замечали. 

Пусть современное искусство — новый выход на диалог со зрителем. 

Newsforward: В современных реалиях существует ли свобода самовыражения? 

Иллюстратор: В реалиях чего? России? На 100% нет, конечно. Свобода самовыражения — это про способность быть собой. Как можно говорить о свободе быть собой, если ты, например, лесбиянка в гомофобной России, где крупная сеть магазинов ИЗВИНЯЕТСЯ за выставление напоказ фотографий однополой семьи (это я про  Вкусвилл)? 

Newsforward: Что больше всего тебя раздражает в людях? 

Иллюстратор: Меня раздражает неспособность поставить себя на место другого, гонка «у кого хуже жизнь» и отсутствие способности хотя бы немного критически мыслить. 

Newsforward: Есть что-то, чего ты боишься и если бы это случилось, то ты бы не смогла заниматься искусством? 

Иллюстратор: Форм искусства очень много, поэтому пропади у меня возможность рисовать иллюстрации — я бы занялась чем-то еще. Но вряд ли я бы взялась за это так просто, как отвечаю на этот вопрос. 

Так как я иллюстратор, самое страшное — если я лишусь конечностей, я думаю. Но в таком случае я бы заботилась не о том, что не могу создавать картинки, а о том, как вообще существовать без конечностей и вести свой быт. 

Либо можно предположить, что у меня случилось какое-то страшное сотрясение, и в моей голове произошли какие-то непоправимые изменения. Но думаю, в таком случае мой мозг был бы не способен произвести мысль о том, как дальше заниматься искусством. 

Newsforward: У искусства есть конец? 

Иллюстратор: У искусства нет конца. Пока есть человек. А если мыслить философски, то искусству даже человек не нужен, потому что оно во всем. 

Птица никогда не променяет свободу полёта на клетку, она такая же. Уехав из Москвы, она просто полетела дальше за горизонт со своими мечтами и стремлениями. Как она и сказала: «У искусства нет конца», а значит, пока она в пути её чёрно-белые грёзы будут существовать. 

Материал подготовила Дарья Ганс 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *