В прошлой статье я говорил о Курской. Но еще 250 станций, каждая из которых обладает своими стилем и историей, осталось без внимания. Нужно снова спускаться под землю, оглядев перед этим на прощание шикарный вестибюль. Последнее, что видишь с эскалатора – надпись под потолком «Нас вырастил Сталин — на верность народу…», часть куплета советского гимна.
Вот мы уже в вагоне. Ехать на Новокузнецкую всего 12 минут, но этого времени хватит, чтобы рассказать новую историю.
Московское метро было открыто 15 мая 1936 года и сразу стало популярным видом транспорта. Несмотря на то, что метрополитен носит имя В. И. Ленина, многие станции, построенные до 1953 года, имели в своем дизайне барельефы, мозаику, скульптуры, надписи и прочие элементы, посвященные Сталину. Например, строчка из гимна, о которой я писал в начале.
Но вспомните, как давно вы видели еще что-то связанное с Иосифом Виссарионовичем в метро? Хотя бы мелочь… Ничего! Ведь следующие за 53-м годом события связаны с Хрущевым, оттепелью и, конечно же, развенчанием культа личности. После съезда ЦК началась кампания по уничтожению всех упоминаний Сталина в культуре. Десятки станций метрополитена изменили свой облик. Станция Курская, ксати, вновь обрела надпись лишь после реконструкции в 2009 году. А на некоторых станциях и сейчас можно увидеть пустые ниши и рамки, из которых просто убрали скульптуры и барельефы.
После всех этих мероприятий во всем Московском метро была только одна станция, на которой был Сталин…
«Станция Новокузнецкая»
Да, Новокузнецкая!
Выходя на ней, мы видим в первую очередь мозаику. Она была изменена: вместо И. В. вставили лицо В. И. Будто бы никого не смущало, что Ленин соседствует с танками Т-34.
Военная тематика продолжается и на платформе. На колоннах расположены картуши, барельефы с флагами и надписью на щите: «Слава героическим защитам города…». Большинство из них посвящены Ленинграду, еще несколько – Севастополю.
И вот оно, единственное место в метро, где можно увидеть упоминание Сталина, которое осталось с того времени.
Да, косвенно, но это уже что-то. Не представляю, каким чудом сохранилась эта надпись, ведь на других станциях такие же барельефы редактировали, меняя город на Волгоград. Вероятно, эта простая невнимательность, уж слишком много было элементов, которые нужно убрать.
Так, благодаря случайности у нас остается не только правильный вид барельефа, но и повод рассказать исторический факт. В Москве, на улице и в метро, очень много таких мест, связанных с интересными событиями, которые мы видим, но не замечаем. Я еще обязательно с рассказами о них.
Интересуйтесь историей, товарищи! И помните, Московский метрополитен предупреждает: «Метро — место, где нужно быть особенно внимательным».
Материал подготовил Егор Лыба