Наука и технологии

«Окна Овертона» в современности: опыт российских и зарубежных СМК 

В современном мире понятие «гендер» на столько разнообразно, что даже эксперты не смогут назвать их точное количество. Несмотря на развитие гендера, гендерные стереотипы никуда не исчезли. Все знают классику: девочки должны быть хорошими хозяйками, а мальчики сильными защитниками, но это типичное разделение, которое принимается или не принимается кем-либо, но что делать, если есть непристойные вещи, которые почему-то оказались приняты? 

Гендерные стереотипы широко используются и в СМИ, и в рекламе, основываясь на феминности и маскулинности. Ценности и представления о поведении и ролях мужчин и женщин в обществе транслируются с экранов многие годы. Именно поэтому сегодня так актуальна проблема социальной ответственности СМИ перед обществом, особенно в том, что касается соблюдения прав человека, не зависимо от его пола. 

На смещение понятие «гендерный стереотип» хорошо влияет технология «Окна Овертона». Её изобрел Джозеф Овертон (01.04.1960 — 30.06.2003), который изучал методологию дегуманизации человека и объяснял, как шаг за шагом трансформировать человеческое восприятие из неприемлемого, отвратительного и постыдного в нормальное, социальное и даже престижное. Теория «Окно Овертона» также известно, как «окно дискурса» и имеет шесть уровней воздействия на общество: «Немыслимое», «Радикальное», «Приемлемое», «Разумное», «Популярное», «Государственная норма». 

Примеры последствий этой технологии можно наблюдать в повседневной жизни. 

Основной принцип «Окна»— навязывать нужные суждения окружающим. Но речь идёт не о простом обмане, а о подробной технологии внедрения чего-то, к чему нельзя резко привыкнуть. И каждое десятилетие с появлением новых технологий в области коммуникации с человеком, появляются все более изощрённые способы, так называемого воздействия на массовое восприятие. 

Согласно теории Д.Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует такое окно «возможностей», определяемое масштабом возможного обсуждения, при этом люди с разными точками зрения автоматически не скомпрометированы в глазах окружающих. 

Но есть область и темы, которые остаются закрытыми для публичного обсуждения в социальных обществах, живущих в условиях определённых изменений, не являются статичными, динамичными. Это означает, что так называемое окно «влияния», может смещаться влево при изменении степени воздействия или поворачиваться в сторону зависимости от ситуации. Большинство граждан не замечают этого движения, так как оно будет происходить постепенно в течение следующих нескольких лет. 

Приведём наглядный пример: появление первого открытого гомосексуалиста в продукции Disney, (новая версия сказки «Красавица и чудовище», вышедшей в 2017 году) ранее этот герой в мультфильме был обозначен как второстепенный персонаж и не имел личной сюжетной линии. 

Очевидно, что этот факт, вызвавший недовольство значительной части зрителей, сильно ограничил целевую аудиторию фильма и компании Disney в целом не только в самих США, но и во многих других странах мира. Падение числа зрителей автоматически означает, что компания не заработала десятки миллионов долларов. 

Компания Дисней не могла предугадать реакцию зрителей на новый продукт, но исходя из анализа социального уровня жизни в разный странах можно предположить, что выпуск данной картины был риском. Риск оправдался, но об этой ситуации и смещении восприятия при помощи «окон Овертона» мы поговорим в следующей главе. Это ситуация может означать, что в западном кинематографе продвижение ЛГБТ-тематики более распространено, чем в других странах, либо созданы механизмы мягкого стимулирования подобных процессов, что свидетельствует об искусственном характере смещения Окна Овертона в этой сфере.  

Таким образом, первостепенная задача использующих данную технологию, заключается в постепенном уничтожении моральных принципов человека. А хитрость заключается в том, что большинство людей даже не могут предположить, того факта, что ими манипулируют. Они искренне верят в то, что они самостоятельно делают выбор и принимают осознанное решение. 

Сейчас разберем более подробно этапы, для понимания последствий окон овертона. 

В 1991 году «The Walt Disney Company» выпускает мультфильм «Красавица и Чудовище» о девушке, полюбившей чудовище. Сценаристы показывают героиню с иного ракурса нежели её предшественниц Белоснежку, Золушку и др. Теперь речь идёт в первую очередь не о красоте, а об уме: она считается чудачкой: «Такая странная и не земная, чужда ей наша канитель. Ходит с книжкою в руках, всё летает в облаках. До чего она смешная эта Белль». 

Женщина перестаёт быть сексуальным объектом в глазах зрителей, что характеризуется описательными образами, теперь перед ними личность. 

Несмотря на то, что нам показывают, что Белль любит читать и обладает умом, Чудовище в первую очередь отмечают ее красоту, но не просто облик, а отдельные детали, например, когда Чудовище и Белль играли в снежки: он подумал: «таких глаз не видел я до этих пор», но в любом случае красота для женщины все еще остается ценностью. 

Также Белль – первая интеллектуальная героиня, которая не стремится к любви как к таковой. Еще одно отличие от предшественниц: Белль хочет не просто испытать абстрактную любовь, а найти друга, кого-то, кто смог бы ее понять. 

Двадцать шесть лет с телеэкранов транслировался мультфильм, который учил детей доброте, заботе о семье и важности семейных ценностей, показывал, что красота не самое главное в человеке и проблем с содержанием особо никогда не было. Но Disney дал мультфильму ещё одну жизнь и экранизировал старый сюжет в мюзикл-сказку со старыми героями, но новыми идеями. 

Теперь мультфильм стал социальной площадкой для побуждения СМИ говорить о ранее умалчиваемых вопросах.  

СМИ Attitude Magazine брало интервью о режиссера Билла Кондона и он сообщил, что друг Гастона, глупый податливый ЛеФу, получил собственную сюжетную линию, где открывается его сексуальная ориентация.  

В начале марта 2017 года депутат Госдумы от «Единой России» Виталий Милонов обратился к министру культуры Владимиру Мединскому. И попросил исследовать новую картину «Красавицу и чудовище» и выяснить имеется ли там пропаганда гомосексуализма. Парламентарий выразил уверенность, что вместо одной любовной линии главных персонажей будет ярко и чётко прослеживаться и другая любовь – однополая. Т.е. он предложил, что идея гомосексуальной пропаганды будет перенесена на детский контент, о чём он позже заявил, как: «Общественность не может смотреть молча на то, что предлагают кинопрокатчики под видом детской сказки — явная, неприкрытая, бессовестная пропаганда греха, извращенных сексуальных отношений», — сказал Милонов. 

Мюзикл выходил как раз во время весенних школьных каникул, что возможно было рассчитано на большее количество просмотров, ведь стереотип «Disney – это детские сказки» никто не отменял и туда пошли бы дети и получили «неприемлемый» контент. Также Милонов сказал, что получил множество сообщений и писем от обеспокоенных родителей. 

Несмотря на все недовольства режиссёр мюзикла Билл Кондон, будучи открытым геем, напомнил, что гей-сообщество уже давно связано со студией Disney. Отметив поэта Ховарда Эшмана и Алана Менкенома, который во время записи музыки к «Красавице и чудовища» сражался со СПИДом. «Для него эта сказка стала метафорой СПИДа, — говорит Билл Кондон. — Он был проклят, и проклятье принесло горе всем, кто любил его. Возможно, где-то маячил шанс на чудесное исцеление, на возможность избавиться от проклятия. Так что для него «Красавица и чудовище» — совершенно определенная история».  

Анализируя эти эпизоды запрета или разрешения показа в России и других странах, можно сказать, что фильм 2017 года дал толчок, и открылось «Окно Овертона»: если в 1991 году мультфильм стоял на месте, то в 2017 началось движение. Только на четвертой стадии «Приемлемо» и пятой — «Разумно» – показ фильма был приостановлен: в России просмотр был запрещен лицам младше 16 лет; в Кувейте, Малайзии и Алабаме картину сняли с показа совсем; а в Америке «Красавица и чудовище» продемонстрировал отличный старт, собрав 174,75 миллиона долларов за первые выходные. 

Таким образом, можно предположить, что скорость продвижения идеи по технологии «Окна Овертона» зависит от социокультурных особенностей отдельно взятой страны, где стадия «Приемлемо» является определяющей для дальнейшего хода. 

Как мы уже говорили СМИ играют важную роль в формировании мышления. Смотря, слушая, читая человек может расширять кругозор, но с приходим интернета – большого потока информации, мозг начал меньше думать и больше полагаться на то, что слышит. Особенно место в СМИ занимает телевизионное вещание. Одно из популярных и долгожданных шоу Ежегодная национальная телевизионная премия в области популярной музыки Муз-ТВ, более известная как Премия Муз-ТВ. На вручение приходит более десятка тысяч зрителей, а в онлайн формате подключается ещё больше. 

В июне 2021 года Басманный суд Москвы назначил телеканалу «Муз-ТВ» административный штраф в размере 1 млн рублей за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди подростков (статья 6.21 КоАП РФ, часть 2) – это максимальный штраф по данной статье. Главные герои этого скандала популярные артисты, чьё мнение имеет вес в обществе: тиктокер Даня Милохин предпочел двойной костюм: черные брюки и пиджак он совместил с розовым мини-платьем из фатина. На одну ногу он обул мужскую классическую туфлю, а на другую – босоножки на миниатюрном каблуке в тон платью – после этого внутренний вопрос: «А что выбрать? Смотреть на мужскую или женскую часть костюма?» был закрыт, потому что пропала манипуляция. Милохин на фотографиях стоит ни одной стороной, а центром к фотообъективу. Окно дискурса открылось и люди начали решать сами на какую часть (женскую или мужскую) им смотреть, когда до этого выбора не было, лишь предложения. 

Таже на премию пришел блогер Игорь Синяк в платье, а музыканты Филипп Киркоров и Дава (Давид Манукян) приехали на белом кабриолете, украшенном цветами, их сопровождали полуобнаженные мужчины. 

На премии «Муз-ТВ» окно дискурса открылось: ситуация перешагнула все начальные этапы схемы внедрения аморально недопустимых явлений, которую представил Д.Овертон. «Немыслимо» – было пройдено и не замечено, никто не предупреждал о костюмах и о фееричном приезде на церемонию; «Радикально», «Приемлемо» и «Разумно» тоже были упущены, ведь в средствах массовой информации не было никаких обсуждений, чтобы вынести вердикт «приемлемо» это или нет. Но ни зрители, ни СМИ не упустили шаг «Популярно» и «Политика/Норма» – когда артист появляется в шокирующем наряде на публике, то это полная гарантия его «популярности» на следующий день. 

В таких ситуациях срабатывает эффект «подражания», именно поэтому Роскомнадзор решил проверить премию «Муз‑ТВ» на пропаганду «нетрадиционных отношений». 

Так на примере мы увидели, что быстрое и резкое смещение окна дискурса может привести к нежелательным последствиям, это дает основание для вывода о том, что если окно дискурса сдвигается поэтапно и медленно, незаметно для человеческого сознания, то идея будет иметь успешное продвижение в обществе. 

В каждом случае подведены итоги анализа ситуации, зафиксировано положение этапа по технологии «Окна Овертона», сделаны предположения о возможных причинах эффективности/неэффективности применения технологии. 

Учитывая возрастающий интерес к самой технологии и теме гендерной асимметрии, можно утверждать, что у данного исследования есть перспективы развития в нескольких направлениях.  

Во-первых, представляет интерес проявления сопротивления массового сознания, выраженного как в ответной открытой реакции на попытку формирования нетрадиционных идей, не характерных для социокультурных особенностей, так и активные действия представителей разных общественных и политических организаций с целью предотвращения нежелательных видов воздействия.  

Во-вторых, исследовательский интерес также относится к обратному движению средств массовой информации, способных останавливать продвижение посредством технологии «Окна Овертона» неприемлемых концептов для потребителей разными способами, вероятно, существуют и апробированы иные технологии, обратные описанной. 

Материал подготовила Дарья Ганс 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *