Фотожурналистика обладает важным и особенным стилем отображения как эпохи, так и событий. Неспроста кадры имеют элементы живого присутствия. Они могут перенести человека в прошлое, момент определенного места, или же заставить прочувствовать эмоции, которые вкладывает автор.
Мы окунемся в выставочный проект «И это все о ней…», отображающий утонченность, изящность и силу женской энергии. В центре внимания образ советской женщины во взглядах отечественных фотожурналистов.
Период с 1920 по 1990 года наполнен конкретной идеологией и принципами общества, которые были ведущими в каждой из эпох. За это время сформировались разные мнения и представления о женской натуре. Главной задачей выставочного проекта заключается в наглядной демонстрации изменений образов женщин в зависимости от поколения и образа жизни.
Учитывая довольно большой обзор на фотографии разных классиков фотожурналистики, мы рассмотрим работы, которые точно откликнуться в сердцах у многих.
В первую очередь, хотелось бы отметить творчество советского фотожурналиста Владимира Степанова. Большинство кадров его фотопленки состояли из эмоциональных сюжетов, которые раскрывали городскую жизнь, ее представителей. Так как в 50-х годах была достаточно жесткая политическая цензура, уже в то время фотографы постепенно стали отходить от общепринятых правил.
Нашему вниманию представлена история фотографии под названием «Июль». Кадр может показаться достаточно простым, но в нем запечатлен самый обычный теплый летний день, и совсем юная девочка в одном из московских дворов отдыхает на лавочке. Думаю, что многим покажется этот снимок знакомым, потому что летнее время, особенно в детстве, практически все проводили у своих домов.
В продолжение разговора о приятном детстве, стоит обратить внимание на архивные фотографии Владимира Лагранжа. В выставочном проекте его работы представляют теплую, свободную атмосферу беззаботного подросткового периода. Самого автора можно назвать «детским фотографом», потому что большинство сюжетов раскрывают историю детства, школьных годов и летних прогулок.
Фотография «Скакалка. Тверской бульвар» показывает скопление детей, которые активно и заинтересованно играют. Ключевым является сама «скакалка», через которую прыгает девочка, а по сторонам ребята наблюдают за происходящим. Сразу вспоминается яркое детство, когда все любили активные игры, особенно бегать. Сам же кадр отдаленно переносит зрителя в этот юношеский период, когда все были беззаботными, счастливыми детьми.
Отходя от теплых воспоминаний детства, мы сразу окунаемся во взрослый мир, и его нам показывает Николай Хорунжий. Биография фотографа, связанная с кинокурсами, оставила отпечаток на его работах. Привычка делать раскадровку позволяла автору продумать до самых мелочей композицию снимка.
Кадр «Новая квартира» был удостоен сначала серебряной, а чуть позже и золотой медалями. И в данном случае интересна не само представление фотографии, а ее удивительная история.
Как рассказывает внучка автора, Николаю Хорунжому дали задание снять ряд снимков, которые раскрывают тему заселения в новую квартиру. Достаточно неординарный поход к выполнению работы, а именно фотография девушки в ванне, сделанная на глазах у собственной матери, мог бы привести к скандалу. Все же стоит учитывать, что на тот момент был Советский Союз и совсем другое восприятие к женской натуре, но снимок оценили по достоинству.
Можно сказать, что уже в 60-е годы в обществе постепенно менялось представление о «запрещенном». Совсем иначе стала раскрываться женская тема, ее значимость и важность среди людей. Данный выставочный проект позволяет зрителю прочувствовать эти изменения в период оттепельской эпохи. Нам наглядно демонстрируют как с самого детства и до глубокой старости, женская красота остается чувствительной, эмоциональной и изящной.
Материал подготовила Маргарита Хасанова