Культура

Сникерхеды. Богатые коллекционеры или безумные фанаты кроссовок? 

Сникерхеды — это не только люди, хорошо разбирающиеся в новинках и трендах в мире кроссовок, но и заядлые коллекционеры спортивной обуви. Они знают, какие модели сейчас в моде, где достать редкие экземпляры и результат коллабораций со знаменитостями или известными брендами, как выгодно перепродать ту или иную пару. 

Многие увлекаются коллекционированием еще со школы, когда впервые начинают гоняться за какой-нибудь особенной моделью спортивной обуви. Настоящие сникерхеды относятся к кроссовкам не как к предмету гардероба или модному аксессуару, а скорее как к произведению искусства. 

Немного истории и этимологии 

Зарождение сникер-культуры — то есть субкультуры, завязанной на восхищении кроссовками — связывают с появлением суббренда Nike Jordan от Майкла Джордана, популярностью баскетбола и хип-хопа в восьмидесятых годах прошлого века. 

Баскетболисты появлялись на площадке в свежих моделях кроссовок, а музыканты зачастую носили удобную спортивную обувь от Nike, Adidas и других брендов, чтобы поддерживать свой образ. И этот образ не слишком отличался от их настоящего стиля жизни. Со временем это переросло в повальное распространение кроссовок среди широких масс. 

А еще рэперы начали упоминать кроссовочные бренды в песнях. Группа Run DMC в 1984 году выпустила трек, посвященный Adidas, благодаря которому вырос спрос на модель Superstar. 

Поначалу даже в США это явление не было повальным — для того, чтобы сникер-культура захватила весь мир, ей понадобилась еще пара десятков лет. Впервые упоминание сникерхедов появилось в 2004 году в газете The New York Times: там вышла статья о «новой культуре преданных энтузиастов, известных как сникерхеды». Материал описывал целевую аудиторию магазинов, продававших пары из ограниченных коллекций. 

Сникерхеды в России 

В Россию сникер-культура пришла значительно позже. Первые брендовые магазины появились в начале двухтысячных, однако широкого распространения в те времена не случилось. Безусловно, и 20 лет назад существовали энтузиасты, собирающие коллекцию кроссовок, но такое хобби было не всем по карману. Да и мало кто видел в этом смысл. 

Среди известных личностей, коллекционирующих кроссовки в России: рэпер и любитель Nike Леван Горозия (в прошлом L’One), хайпбист дядя Вова с обширной коллекцией коллабораций, а также коллекционер и бывший дрэг-рейсер Сергей Ветров с 600 пар Saucony — его коллекция считается одной из самых больших в мире. 

Всплеск интереса к спортивной обуви в России произошел совсем недавно. Начало заметному сникерхедскому тренду в России положил рэпер Kanye West: музыкант заключил соглашение с Adidas и начал выпускать лимитированные партии кроссовок Yeezy. Благодаря этим моделям многие россияне начали увлекаться модой: в 2012-2017 можно было часто видеть огромные очереди за очередной парой Yeezy у кроссовочных магазинов. Некоторые стояли за нужной парой по несколько дней. 

Причина — огромная выгода, которую могла принести всего одна пара кроссовок. При магазинной цене в 10-13 тысяч рублей перепродать востребованную модель на вторичном рынке можно было в два-три раза дороже. 

Как кроссовки представлены в поп-культуре 

Сейчас кроссовки настолько плотно вошли в поп-культуру, что сложно представить два эти понятия порознь. Разноплановые бренды от Adidas до Onitsuka Tiger появлялись во многих произведениях — от «Игры смерти» с Брюсом Ли и «Форреста Гампа» с Томом Хэнксом до последнего «Человека-паука: Майлс Моралес» и Fortnite. 

На сегодняшний день самая дорогая модель — аналог той самой, в которой Марти МакФлай появился в фильме «Назад в будущее 2» — это Nike Air Mag. Ее выпустили в 2011 году. 

Кроссовкам продолжают посвящать песни, а музыканты, художники, производители бытовых вещей и товаров потребления начали активно сотрудничать с брендами, создавая собственный дизайн и уникальные модели. 

Проникновение в мир культуры зашло так далеко, что некоторые сникерхеды перестали считать себя сникерхедами, даже если обладают коллекцией более 50 пар. Это связано с тем, что для многих кроссовки являются искусством и предметом коллекционирования, а не утилитарной повседневной обувью. А значит, ты уже не сникерхед, а частный коллекционер. 

Материал подготовила Диана Чистякова 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *