Кто не любит очаровательных и остроумных персонажей? Раз за разом именно они покоряют сердца публики. Этот тренд не новый, мода на трикстеров всегда была в мировой культуре.
Например, Мефистофель, как мифологический и литературный персонаж. В мифологии Германии он был злым духом, но в эпоху Ренессанса появлялось всё больше деталей, которые отсылали к образу сатаны. И таким образом Мефистофель стал озорным и хитрым воплощением дьявола. Однако И. В. Гёте переосмыслил его и в «Фаусте» Мефистофель предстаёт антиподом Бога. Он всё так же хитёр и коварен, но действия его злонамеренны.
Тем не менее, именно слова Мефистофеля в «Фаусте» представляют собой вечный путь трикстеров: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.» Даже действуя исключительно в своих целях, с злым намерением, трикстер часто невольно совершает благо.
Более простой образ трикстера воплощает собой Кот в сапогах – очаровательного плута, хитростью и смекалкой обеспечившего своему хозяину титул, земли, богатство и прекрасную принцессу. В начале сказки Кот предстаёт аутсайдером – другим братьям главного героя достаются мельница и осёл, а младшему всего лишь кот. Но очень скоро, пусть и не самыми честными действиями, он выходит победителем.
Сейчас, в современной мультипликации, к острому уму Кота прибавилась харизма и сексуальность, во многом благодаря голосу Антонио Бандераса, сыгравшего его в мультфильмах вселенной «Шрэка».
Трикстеры появлялись и в Советском Союзе – например, знаменитый фильм про барона Мюнхгаузена, ставший классикой. Эксцентричный и находчивый барон в исполнении Олега Янковского очень ярко выделяется на фоне остальных персонажей и даже противостоит им и той обыденности, в которой они живут. Он всё делает наперекор обществу, выводит себя за скобки и вечный возмутитель спокойствия. Но при этом он не имеет злых намерений, воплощая собой трикстера-героя.
Кроме барона, в советском кинематографе ослепительно блеснул (даже дважды!) Остап Бендер – в обеих интерпретациях настоящий трикстер-плут: мошенник, авантюрист, «великий комбинатор». Всё, что его интересует, — «большой куш». Он нравится женщинам, обладает умом и острым языком, однако тратит себя на аферы и авантюры, жертвами которых становятся как и достойные люди, так и подверженные порокам. Остап Бендер изобличает эти пороки и смеётся над условностями общества.
Наконец, Голливуд тоже не обошёл этот архетип стороной.
Наверное, наиболее ярким трикстером в западных фильмах является капитан Джек Воробей из франшизы «Пираты Карибского моря». В ходе своих приключений Джек не раз меняет стороны: то он помогает пиратам, то Королевскому флоту. Он всегда говорит, что беспокоится только о себе, но при этом хранит дружбу и даже жертвует собой ради спасения команды. Его образ сочетает в себе комическое и героическое, и невозможно однозначно определить, хороший он или плохой.
Наконец, возвращаясь к тому, с чего начинался мой разбор темы трикстеров, в массовую культуру снова вернулся образ Локи из скандинавских мифов. Конечно, Marvel и в комиксах, и в своих фильмах заметно изменила образ бога. Вместо побратима Одина Локи стал братом Тора. Из-за вечного соперничества и зависти к нему он постепенно стал Богом Зла и не раз противостоял супергероям. Локи был типичным злым трикстером-плутом.
Однако со временем образ персонажа развивался. В комиксах появились «альтернативные» сюжеты, где Локи размышлял над своей судьбой и пытался её изменить. «Старый» Локи умирал, его место занимал «молодой» и более миролюбивый, однако не утративший склонности к проказам. Вместе с развитием персонажа в киновселенной мы, наверное, сейчас имеем самую добрую версию Локи, что в мире Marvel, что вообще в культуре. Локи утратил озлобленность и стал трикстером-героем.
Образ хитреца и проказника, будь он хоть добрым, хоть злым, давно известен в нашей культуре. Он даже стал одним из архетипов в психологии. Трикстер – настоящий любимец публики и можно с уверенностью сказать, что его неизбежно будут использовать и дальше в кинематографе, литературе и искусстве.
Материал подготовила Камилла Фомичева