Образ плутоватого бога или героя-трикстера есть практически в каждой мифологии, в любой стране. У него необязательно должны быть злые намерения, но всегда хорошо подвешен язык. Трикстеры пользовались популярностью в древности, остаются востребованными и сейчас.
Первый, кто приходит на ум при слове «трикстер», конечно же, Локи. Его злонравный характер и традиционная роль антигероя делают его эталоном этого образа. Кроме скандинавского бога обмана, к трикстерам причисляют египетского бога Сета, греческих Одиссея и Прометея и существ вроде фэйри или кицуне.
Трикстер всегда занимает «серединную» позицию: он ни свой, ни чужой, ни добрый, ни злой.
Довольно точно описывает его ставшее крылатой фразой название фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Например, Локи одинаково свободно чувствовал себя как и за столом в Асгарде, так и в стане их врагов – великанов. А Прометей, например, является ни человеком, ни богом – а титаном.
Поступки трикстеров редко можно назвать однозначно добрыми или однозначно злыми.
Чаще всего они действуют, исходя из своей морали. То, что изначально замышлялось, как злое деяние, в итоге могут принести пользу – так обычно происходило в мифах с участием Локи. Он вызвал два клана кузнецов на соревнования и пытался помешать одному из них, чтобы их творения были менее удачны и не понравились богам Асгарда. Однако именно этот клан кузнецов победил в соревнованиях и у асов появились могущественные артефакты. Локи, не желая того, принёс Асгарду пользу.
Иногда выходило и наоборот, как показывает история Прометея. Он украл огонь у богов, чтобы принести его людям, однако за этот добрый поступок он прогневал богов. Они приковали его к скале и приставила орла, который клевал его печень, а в наказание людям была послана Пандора, открывшая шкатулку бедствий.
Часто трикстеры в мифологии умеют менять обличия или даже собственный пол.
Например, японские волшебные лисы – кицуне – способны превращаться в человека, обольстительную девушку или мужчину. Локи же и вовсе умел принимать облик любого животного и однажды даже обратился в кобылу и увёл коня великана, затем родив от него восьминого жеребёнка Слейпнира.
Любопытно также, что образ трикстеров порой связан с огненной стихией: Прометей украл огонь, кицуне умели выдыхать пламя, а Локи по некоторым мифам является богом огня.
С течением времени образ трикстера неоднократно трансформировался, то отходя от божественности, то становясь более зооморфным и сказочным. Из более поздних образов трикстерами можно назвать Мефистофеля, Кота в сапогах и даже Остапа Бендера. О них я расскажу в следующих статьях.
Материал подготовила Камилла Фомичева