Музыка в кинематографе – один из важнейших инструментов, которые используют режиссеры в своем творчестве. У каждого режиссера особенное отношение к музыке и к ее использованию. Один для создания уникального саундтрека работает с такими известными композиторами, как Ханс Циммер, другой любит в своих кинокартинах использовать классические композиции, третий же внедряет в сюжет песни AC/DC.
Музыка в фильмах Тарантино – одна из визитных карточек. Как же он выбирает музыку, и почему так много его решений, которые на самом деле не должны работать, все же срабатывают.
Самый очевидный способ, которым пользуется Тарантино при использовании музыки, — это выбор песни, которые идут вразрез с реальностью. Он ставит песню Дэвида Боуи в тот момент, когда главная героиня, еврейская девушка, из фильма «Бесславные ублюдки» наносит макияж. Или мэшап Тупака и Джеймса Брауна в вестерне «Джанго освобожденный». Тарантино очень серьезно относится к музыке в кино. Настолько, что он часто записывает песни прямо в сценарий.
Классическим примером является сцена из “Бешеных псов”. В сценарии было написано: «Stealers Wheel’s “Stuck in the Middle with you” звучит из динамика”. “Я не могу сказать вам, откуда у меня появилась идея “Stuck in the Middle with you”. Это было просто естественно. Я возился в своей спальне, когда писал сценарий, рылся в своей коллекции пластинок и… Я даже не думаю, что мне нужно было ее искать, она просто был прямо здесь”,- объясняет режиссер.
Одно дело — просто демонстрировать мрачную сцену, и совсем другое — отрезать человеку ухо во время исполнения такой песни. Выбор композиции не просто усиливает жестокость мистера Блонда. Это помещает зрителя в искаженное пространство персонажа.
Тарантино включает в себя диегетическую музыку так же, как и все остальные. Это музыка, которую персонажи слышат в своем мире. Очень часто его персонажи слушают музыку или поют в одиночестве. Это говорит о видении Тарантино, как писателя. Он точно знает, какую музыку он хочет, даже на уровне сценария. (В сценарии было: Когда Мия из “Криминального чтива” подходит к своему проигрывателю компакт-дисков, перебирает стопку компакт-дисков и выбирает один: “ Girl, You’ll Be a Woman Soon ” Urge Overkill). “Я мог бы записать кассету, которую прослушал бы ваш персонаж”,- говорит Тарантино в одном из интервью.
И вы понимаете персонажа немного лучше, когда знаете, что они слушают “The Delfonics”. Таким образом, Квентин придает большое значение выбору песни. Потому что его персонажи буквально взаимодействуют с ними. Выбирая между диегетической и недиегетической музыкой, надо помнить, что есть большая разница, когда песня воспроизводится в сцене, и когда персонаж сам исполняет ее.
Но Тарантино включает в свои работы недиегетическую музыку так же, как и все остальные. В кинопроизводстве недиегетическая музыка – это тихая музыка под диалог или визуальную сцену. Обычно это делается для создания настроения или темы.
“Как я в конечном итоге делаю это сам? У меня дома есть комната для записей (песен), потому что я большой любитель винила. И часть моей работы, когда мне приходит в голову какая-то идея, заключается в том, чтобы просмотреть эти песни и как бы найти музыку или индивидуальность данного фильма. Как будто я ищу дух и ритм, которые нужны этому фильму, чтобы воспроизвести его”.
Когда песни используются как «подчеркивающие» или не диетические, они обычно плавно появляются в сцене и потом исчезают из нее, чтобы не привлекать слишком много внимания. Но Тарантино любит нарушать правила, поэтому он резко начнет или резко закончит песню. Он использует музыкальные фрагменты, чтобы сигнализировать об изменении тона или фокуса в сцене. “Когда вы делаете это правильно, и музыка и фильм как бы синхронизируются друг с другом, в течение примерно одного эпизода, это просто похоже на то, что вы летите или катаетесь на коньках. И это всегда одни из самых забавных моментов, которые можно смотреть вместе со зрителями. Потому что они действительно вовлечены”,-делится Квентин.
Из его фильмографии ясно, что Тарантино любит музыку, но именно его выбор музыкальных композиций создает тот самый уникальный и запоминающийся стиль в кинематографе.
Материал подготовила Агата Подчезерцева