Стиль жизни

 РПП: когда еда становится системой ценностей 

Чувство голода и его утоление – неотъемлемые составляющие жизни каждого человека. Без еды человек не может жить – очевидный факт. Несмотря на высокую значимость пищи в нашей жизни, для многих людей процесс ее приготовления и употребления не является делом особой важности. Это нечто вроде выполнения элементарных гигиенических процедур, подбора гардероба и прически. Совсем иначе обстоят дела у тех, для кого ценность еды приобрела неоправданно высокое значение. Речь идет о людях, страдающих расстройствами пищевого поведения. В данной статье хотелось бы рассказать, с чем сталкиваются индивиды, заболевшие РПП. А также о том, почему рекомендации вроде: «Просто начни нормально есть», не работают.  

РПП – аббревиатура, обозначающая группу расстройств приема пищи, куда входят анорексия, булимия, орторексия, компульсивное переедание. Для расстройств пищевого поведения характерны излишняя концентрация внимания на приемах пищи и весовых показателях. Это является причиной повышенной тревожности, связанной с этими пунктами.  

Социально одобряемое тело 

«Она знает, что красавица 

Тонкая талия всем нравится, 
Она идет в туалет… 

Два пальца в рот – долой обед» 

Мультсериал «Дарья» (2 сезон, 1 серия) 

Многие истории расстройств пищевого поведения начинаются однотипно. Девушка или юноша (но чаще – девушка) хотели похудеть всего на несколько килограммов. А в итоге получили расстройство пищевого поведения. Почему так происходит? Существует много причин для начала формирования расстройства. Спусковым крючком нередко служат социальные факторы. Например, в период полового созревания девочку-подростка могли начать дразнить за внешний вид одноклассники, называть «толстой» или «пухлой» родственники.  

Влияние социальных сетей в этом вопросе также велико. Быстро меняющиеся стандарты красоты диктуют свои правила, под которые многие пытаются подстроиться. Причем, стандарты порой не соответствуют медицинским рамкам нормы. Что, впрочем, не мешает огромному количеству людей продолжать «подгонять» свое тело под соответствующие цифры. Стремясь заслужить социальное одобрение и восхищение, произвести вау-эффект сброшенными килограммами некоторые заходят слишком далеко. Однако перечисленные причины формирования пищевых расстройств – лишь верхушка айсберга. Будет справедливо заметить, что далеко не все люди, сбросившие вес или стремящиеся поддерживать себя в форме, страдают нарушениями приема пищи. Стремление похудеть не является деструктивным, если оно обусловлено физиологической необходимостью. И если реализовывается его правильными методами, не несущими вреда здоровью. Желание сбросить вес и контролировать съеденное – внешнее проявление РПП. Своими корнями оно уходит в более глубокие психологические причины.   

Получить контроль над реальностью 

— У меня все под контролем. 

(Источник: Фильм «До костей», 2017 г) 

Одна из причин развития расстройств пищевого поведения – попытка получить контроль над реальностью хотя бы в какой-то сфере. Зачастую пациенты с анорексией и булимией воспитывались в авторитарных семьях. К ним предъявлялись высокие требования, а их жизнь регламентировалась родителями. Безусловная любовь в отношениях с родителями отсутствовала, похвалы и расположения взрослых приходилось добиваться. В ребенке воспитывались перфекционизм и стремление быть идеальным. Он всегда был «недостаточно усердным» в учебе, «недостаточно способным», «недостаточно внимательным». Даже будучи взрослыми, такие люди несут внутри себя ощущение, что они не смогли состояться в жизни. Стремление к худобе и следование определенной системе питания может быть попыткой самоистязания и самодисциплины. С одной стороны, пациенты с анорексией и булимией могут изнурять себя голодовками и тренировками в качестве акта наказания за что-либо. С другой стороны, через тело они реализуют свою потребность быть успешным и получить признание. Такое мышление может быть попыткой компенсировать жизненные неудачи в других сферах. Удерживая низкую планку веса, такие люди ощущают себя волевыми, сильными и способными сделать то, чего не могут другие (например, не есть целый день или наедаться мизерными порциями). 

— Ты была маленькой. Я недостаточно держала тебя, не играла с тобой. И, конечно, я ничего не знала о послеродовой депрессии. 

 (Источник: фильм «До костей», 2017 г) 

«Я всего лишь хотел, чтоб меня любили…» 

Стремление похудеть и иметь «идеальное» тело может быть внутренней попыткой заслужить любовь и одобрение окружающих. Многим людям, страдающим РПП, не хватает ощущения, что они ценны такие, какие они есть. Как уже было написано в предыдущем пункте, такие индивиды растут с ощущением, что они недостаточно хороши, а расположения других нужно добиваться через успехи. В попытках заполучить желаемую любовь люди, склонные к РПП, стараются сбросить вес до очень низкого уровня. Следуя диетам, такие индивиды сокращают порции, стремясь довести фигуру до заветного идеала. Только вот достичь его не получается никогда: как только они проходят установленную планку, появляется новая цель. Они уверены: еще чуть-чуть и они перестанут худеть, будут довольны результатом. Но по прошествии времени целью становится само похудение. Процесс сбрасывания веса приносит мучительное удовольствие, отвлекает от реальных проблем.  

Кроме того, пациенты с РПП наконец получают внимание и обеспокоенность со стороны. Еда также может выступать объектом любви и ненависти. Например, люди, страдающие психогенными перееданиями, стремятся получить положительные эмоции через еду. Они «заедают» негатив, конфликты и сложности, забываясь в акте приема пищи. А люди, страдающие орторексией (данное расстройство пока не включено ни в одну классификацию болезней), строго делят еду на «хорошую» и «плохую». Вред и польза пищи определяется по их собственным критериям. Порой доходит до того, что в списке «запрещенных» продуктов оказывается едва ли не вся еда. Пища начинает выступать системой ценностей: если индивид не ест или ест только «полезную» еду, значит, он хороший. Если же отступает от намеченного плана питания хоть на чуть-чуть – он ужасный человек. При этом остальные успехи и неудачи в жизни перестают иметь значение. Наблюдается смещение ракурса внимания с многообразных проявлений реальной жизни в сторону темы питания. Вот почему «Просто начать нормально есть» пациент с РПП не может. А комментарии вроде: «Ты так исхудала» или «Ты своими диетами себя в могилу сведешь» приносят неприятные эмоции и укрепляют в человеке желание поддерживать критически низкий вес. На самом деле, индивиды с расстройствами приема пищи хотят услышать, что их любят и дорожат ими, несмотря ни на что. Это может стать началом непростого пути к выздоровлению. 

— Тебе это нравится? Ты считаешь это красивым? 

— Нет 

(Источник: фильм «До костей», 2017 г) 

«Мечтаю только о еде» 

Для людей с расстройством пищевого поведения еда перестает быть просто средством получения энергии. Есть люди, которые любят вкусно покушать и ценят хорошо приготовленную пищу. Есть люди, профессия которых связана непосредственно с питанием и кулинарией. Однако в системе их мировоззрения тема еды занимает «отведенное» ей место, оставляя время на другие сферы жизни.  

Человек с РПП предпочтет отказаться от всего остального в пользу своего расстройства. Как и при многих других расстройствах, при РПП страдает социальная сфера. Люди, подверженные пищевым нарушениям, могут разрывать контакты с близкими, ссориться с друзьями. В тот момент, когда окружение начинает замечать странности в пищевом поведении индивида с РПП, он начинает избегать общения с ними. Обеспокоенные члены семьи могут принуждать своего родственника есть вместе с ними, чем еще больше отдаляют от себя такого человека.  

Фокус ценностей людей с РПП смещен в сторону их тела и типа питания, которого они придерживаются. Понятия здоровой и стройной фигуры у них может быть сильно искажено. Недостаточное питание (например, в случае с анорексией и орторексией) заставляет людей с пищевыми нарушениями постоянно думать о еде и искать способы заглушить чувство голода. Они хотят в собственных глазах выглядеть сильными и волевыми, а потому не станут отступать от выбранной диеты. Ведь способность выдержать жесткие ограничения в питании – способ начать себя уважать. «Срывы» с диеты воспринимаются как непростительные провалы, за которыми должно последовать наказание. Поэтому, заподозрив РПП у близкого человека, не следует бежать к нему с тарелкой макарон. Насильственная кормежка не решит проблему на фундаментальном уровне. 

Последствия 

Разрушительные последствия РПП могут быть неочевидными на первый взгляд. Однако статистика смертности от анорексии выше, чем от других психических расстройств. Многие девушки, вошедшие в ремиссию после пищевых нарушений, признаются, что из-за болезни у них сильно пострадали внутренние органы, зубы, волосы, ногти. Некоторые из-за РПП приобретают хронические заболевания, например, гастрит. Главное заключается в том, что полностью вылечить РПП невозможно без работы с психологической составляющей заболевания. Можно заставить есть человека с анорексией и булимией. Но как только контроль со стороны уйдет, он вновь вернется к деструктивным паттернам поведения. Проблемы с физическим здоровьем не останавливают многих от того, чтобы снова и снова возвращаться в пищевые расстройства в той или иной форме. Именно поэтому людям, подверженным РПП, в процессе восстановления важно проходить психотерапию.  

Что делать? 

Если человек подозревает у себя РПП, самым лучшим вариантом было бы обратиться к квалифицированному специалисту. Грамотный врач, умеющий работать с пищевыми расстройствами, может поставить верный диагноз и назначить терапию. Однако такой вариант возможен далеко не всегда. Одна из основных рекомендаций при лечении РПП – заручиться поддержкой тех людей, которым можно доверять. Быстро решить возникшую проблему не удастся. Нужно время, комплексный подход и желание самого человека выбраться из расстройства.  

«Многие люди с развитыми формами РПП приходят с запросом на снижение веса. Они действительно верят, что основная проблема в их жизни — вес. И что, как только вес станет ниже, они создадут семью, найдут лучшую работу, переедут в лучшую квартиру, начнут лучше себя чувствовать. Этого никогда не происходит. Потому, что проблема не в весе. Проблема в том, как человек питается и как к себе относится. Для того, чтобы увидеть это, необходимо пройти определенный психотерапевтический путь. Очень многое зависит от того, есть ли у человека система поддержки» 

Источник: интервью с клиническим психологом Светланой Бронниковой для видеоканала журнала «Здоровье» 

Терапия при РПП включает в себя два основных компонента: работа с психикой и физическим телом. Необходимо помочь человеку выстроить систему ценностей, которая не будет базироваться на еде и внешнем виде. Именно это позволит войти в долговременную ремиссию и не вернуться в расстройство в случае стрессовых ситуаций. Страдающему РПП человеку также важно вернуть сбитые настройки чувства голода и насыщения. Понять, что еда – не друг и не враг, а средство, поддерживающее жизнь. Однако питание при восстановлении от РПП – тема, достойная отдельного материала.  

Основная мысль, которую хотелось донести этой статьей: РПП – не придурь и не «дурацкое» модное течение. Это серьезное нарушение психики, в основе которого лежат личностные внутренние проблемы. Стоит быть терпимее и благожелательнее к внешнему виду других людей, чтобы не порождать комплексы, с которыми им придется бороться долгие годы.  

Материал подготовила Анастасия Шеина

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *