В творчестве любого поэта важную роль играет муза. Она пробуждает поэтическую бурю эмоций, и благодаря ей рождаются литературные шедевры. Для поэтессы серебряного века Марины Цветаевой такой музой стала София Парнок, поэтесса и переводчица. Цветаева посвятила ей цикл стихов «Подруга».
Не женщина и не мальчик
Цветаева и Парнок познакомились в салоне Аделаиды Герцык, мемуаристки, переводчицы, литературного критика и поэтессы. После Первой мировой войны ее дом в Москве стал местом, где собирались молодые талантливые поэтессы. В десятом стихотворении цикла «Подруга» Цветаева детально описывает первую встречу с Парнок. В воздухе пахло дорогими духами и чаем, потрескивал камин, и вошла она в «вязаной черной куртке».
Я помню, с каким вошли Вы
Лицом, без малейшей краски,
Как встали, кусая пальчик,
Чуть голову наклоня.
И лоб Ваш властолюбивый
Под тяжестью рыжей каски.
— Не женщина и не мальчик,
Но что-то сильней меня!
Марина Цветаева влюбилась с первого взгляда в эту загадочную женщину с глубоким и хрипловатым смехом. На тот момент ей было 23 года, она была замужем за студентом Сергеем Эфроном и воспитывала двухлетнюю дочь Ариадну. София Парнок была старше Цветаевой на 6 лет.
Окаянная женщина
Исследователи по-разному трактуют связь Цветаевой и Парнок. В одной из версий София представляется бодлеровской femme damnee (окаянная женщина). Парнок – мускулинная, зловещая, роковая соблазнительница «нормальной», романтичной Цветаевой. Такая трактовка соответствует взглядам самой поэтессы на отношения подобного рода. Тем не менее в цикле «Подруга» Цветаева придает Парнок декадентский литературный облик, называя ее «юной трагической леди», над которой «как грозовая туча – грех». А сама Цветаева предстает в роли пажа, в ней просыпается мужское начало, она видит себя рыцарем, совершающем подвиги ради возлюбленной.
Чувства Парнок к Цветаевой проявлялись более неспешно, и их труднее интерпретировать. Она сразу же увидела талант юной поэтессы, полюбила ее дар и никогда не переставала его ценить. В этом благородном и уважительном отношении была и доля невольной зависти к поэтическому таланту подруги. Однако Парнок держалась в стороне от прямого литературного состязания с Цветаевой.
Она ощущала себя ребёнком
Не задумываясь о том, что подумают люди зимой женщины отправились вместе в путешествие. Они посетили Святогорье, Ростов, Коктебель. Цветаева не обращала ни на кого внимания, ей нравилось быть особенной, не такой как все.
За эту дрожь, за то, что — неужели
Мне снится сон? —
За эту ироническую прелесть,
Что Вы — не он.
Сергей Эфрон знал о Парнок и терпеливо ждал, когда пагубная страсть пройдет. Не дождавшись, он уехал на войну. Несмотря ни на что, Цветаева искренне любила своего мужа и переживала за него, как бы ни было это странно.
К моменту встречи с Парнок Марина уже была матерью, но в душе оставалась маленьким ребенком, который ищет заботы, ласки и нежности. Она существовала в собственном иллюзорном поэтическом мире. В какой-то степени София представала для Цветаевой в образе нежной матери.
Обреченная связь во грехе
Стихотворения Цветаевой, посвященные Парнок, позволяют проследить нарастание у нее двойственных ощущений. Нарастающее искушение страсти угрожало ей и ее облику чистого «спартанского ребенка», который она тщательно оберегала. Поэтесса почувствовала, что теряет контроль над их отношениями, и преисполнилась ненависти и злобы. С этого момента враждебные чувства движут ею больше, чем любовь.
Отношения Цветаевой и Парнок продлились год. Зимой 1916 года Марина, придя в гости к подруге, обнаружила у нее другую женщину. Ей стало невероятно больно, но гордость была сильнее. Внешне она показывала равнодушие, даже когда узнала о смерти Парнок. Но это была лишь видимость.
Повторю в канун разлуки,
Под конец любви,
Что любила эти руки
Властные твои
От прошлого никуда не убежать, и Парнок оставила ярчайший след в творчестве Марины Цветаевой. Благодаря своей музе поэтесса подарила миру лучшие стихотворения раннего периода.
Материал подготовила Ирина Борисенко