«Эрго Прокси» — аниме-сериал, созданный японской компанией Manglobe в 2006 году. Действие сериала происходит в технологическом будущем, наступившем после экологической катастрофы. На первый взгляд – произведение в жанре киберпанк, рассказывающее о постапокалиптической реальности. Однако с развитием сюжета в сериале раскрываются глубоко философские смысловые пласты.
Завязка сюжета
Сериал начинается с того, что зрителю демонстрируют город Ромдо – один из немногих сохранившихся на Земле. Он, как и остальные города, помещен под купол, защищающий жителей от отравленного воздуха на планете. Жители города – обычные люди и авторейвы. Авторейвы – биороботы, чья задача – служить людям и обеспечивать безопасность человечества.
Первая серия знакомит зрителя с главной героиней сериала – внучкой регента Риал Мэйер. Холодная, расчетливая, верящая в правильность своих действий, эгоцентричная и высокомерная. Девушка занимает должность инспектора в Бюро расследований – организации, уполномоченной пресекать правонарушения. Она получает приказ расследовать убийства, совершенные зараженными вирусом «когито» авторейвами.
Картина мира Риал Мэйер рушится, когда однажды вечером в собственном доме она встречает существо, называемое Прокси. Это событие шокирует ее, поселяет в душе сомнение в достоверности тех знаний о реальности, которые у нее есть. Она пытается выяснить, кто такие Прокси. Но никто не может дать ей ответ. Напротив, советуют навсегда забыть о случайной встрече с этим созданием. Наделенная природным любопытством и стремлением докопаться до сути, девушка начинает собственное расследование.
Кадр из аниме-сериала «Эрго Прокси» (2006 г)
Параллельно этим событиям развивается сюжетная линия еще одного героя – Винсента Лоу. Он иммигрант, прибывший в Ромдо из другого города. В его задачи входит отслеживание и уничтожение зараженных авторейвов. Однако становится очевидной странная особенность: там, где появляется Винсент, вскоре оказывается Прокси. Пытаясь выследить Прокси и понять, что они собой представляют, Риал выходит на Винсента.
В данной статье я не буду подробно разбирать все смысловые перипетии и откровенно спойлерить сюжет. Это тот случай, когда посмотреть и осмыслить лучше самостоятельно. И интерпретировать увиденное, исходя из собственных знаний и опыта. Кроме того, разборы данного аниме уже существуют на просторах сети. Здесь же хочется обозначить те моменты, которые могут заинтересовать и побудить к просмотру.
Вирус «Когито»
«Я мыслю, следовательно, существую» — известное изречение французского философа Рене Декарта. На латинском оно звучит как «Cogito ergo sum» («Когито эрго сум»). Когито – название вируса, заразившись которым, авторейвы переставали подчиняться людям. Если рассматривать эту тему с философской точки зрения, то «когито» можно интерпретировать как осознание себя в мире. Робот, осознавший собственное «я», свою волю и свободу, больше не хотел находиться в положении прислуги. Этот факт приводил к приступным действиям со стороны авторейвов. Зараженные авторейвы отказывались совершать запрограммированные действия. Стремясь обрести независимость, они нападали на людей.
Однако так поступали далеко не все. Один из главных персонажей — зараженный авторейв Пино, внешне выглядящий как ребенок женского пола. Вирус «когито» не сделал его жестоким или своенравным. Напротив, обретя способность чувствовать, Пино, как и всякое дитя, стремился познать мир. Это можно объяснить тем, что программа этого авторейва – исполнять роль ребенка. Вирус «когито» не вступил с ней в противоречие, но позволил роботу начать испытывать искренние эмоции и чувства.
Кадр из аниме-сериала «Эрго Прокси» (2006 г)
Иначе ситуация обстояла с авторейвом Игги, принадлежащим Риал Майер. Зараженный Игги осознал, сколь эгоистична и самонадеянна его хозяйка. Он также понял, что, несмотря на это, он привязан к ней и ревнует ее. Когда Риал приказала ему оставить ее, Игги отказался подчиниться. Он обещал Риал, что будет ценить и любить ее до самого конца, хотя она никогда не ответит ему взаимностью.
Кадр из аниме-сериала «Эрго Прокси» (2006 г)
Философия аниме: аллюзии и отсылки
Создатели «Эрго Прокси» наполнили свое детище разнообразными реминисценциями. Одной из них считают, например, образ авторейва Пино, отсылающий зрителя к известной сказке о Пиноккио. Пиноккио – деревянная кукла, которая «очеловечивается» в процессе повествования, становясь живым мальчиком. Нечто подобное происходит с биороботом Пино, зараженного вирусом «когито». Кроме того, внимание привлекает кроличий костюм девочки-авторейва. Некоторые видят в этом отсылку к кролику из «Алисы в стране чудес», помогающему главной героине (в случае с аниме – главному герою) найти выход из запутанного лабиринта.
Кадр из аниме-сериала «Эрго Прокси» (2006 г)
Смысловая составляющая сериала отсылает зрителя к философским взглядам Платона, Р. Декарта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и многим другим. Например, одна из цитат аниме почти полностью повторяет строчку из книги «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра. Подобные отсылки в аниме не единичны.
«Если бы рожденные этим миром исчезли, некому было бы воспринимать этот мир таким, какой он есть».
Цитата из аниме-серила «Эрго Прокси»
«Окружающий мир существует лишь как представление, то есть исключительно по отношению к другому, каковым является сам человек»
«Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр
В аниме явно прослеживается использование и интерпретация психоаналитических концепций К. Юнга и З. Фрейда. Психологизм продемонстрирован в том, как герои взаимодействуют друг с другом. Они пытаются понять себя и других, принять в себе то, что Юнг называл «теневой стороной личности».
Аниме содержит аллюзии на известные произведения культуры. Например, сцена с Риал, плывущей по течению реки. Положение ее тела копирует позу Офелии с известной картины Джона Милле.
Слева: кадр из аниме-сериала «Эрго Прокси» (2006 г.)
Справа: картина Джона Милле «Смерть Офелии» (1852 г.)
Сериал интересен тем, что в него заложены идеи на разных смысловых уровнях. Можно увидеть в этой истории вариант будущего, где роботы сосуществуют вместе с людьми, а человечество переживает упадок культуры. Или посмотреть на аниме с точки зрения социальной иерархии и природных катаклизмов. Увидеть, как люди пытаются выжить после экологической катастрофы, отделиться от природы и создать свою реальность. А можно счесть фабулу сериала метафорой, через которую авторы пытаются продемонстрировать личностные переживания человека.
Что немаловажно, в процессе развития сюжета каждый из героев проходит внутреннюю трансформацию, борется со страхами, преодолевает эгоцентризм. Это позволяет говорить о том, что персонажи не плоские и не статичные. Более того, об изменениях в характере и восприятии мира свидетельствуют перемены во внешнем виде героев.
Кадры из аниме-сериала «Эрго Прокси» (2006 г.)
«Кто-нибудь что-нибудь понял?»
Тот самый вопрос, который может возникнуть после просмотра сериала. Как и любое произведение со сложной структурой, данный сериал дает возможность для вариативности интерпретаций. По причине немалого количества различных отсылок, флешбэков героев, сплетения сна и реальности, аниме может показаться запутанным. Однако в этом и заключается его прелесть: сериал дает пищу к размышлению, заставляя рефлексировать и обдумывать увиденное. Своеобразная внешняя реализация сюжета может запутать зрителя. Однако через витиеватую подачу авторы стремились донести простые и понятные истины.
Кадры из аниме-сериала «Эрго Прокси» (2006 г.)
Материал подготовила Анастасия Шеина