Ким Кардашьян привлекла к себе внимание, когда появилась на Met Gala, ежегодном мероприятии знаменитостей, собирающем средства для Института костюма Анны Винтур, в историческом платье, сшитом на заказ для Мэрилин Монро.
Это платье, которое Монро носила в Мэдисон-Сквер-Гарден 19 мая 1962 года во время знаменитого выступления с песней «Happy Birthday» президенту Джону Ф. Кеннеди. Позже в том же году Монро умерла от передозировки.
Решение Кардашьян и владельцев платья, Ripley Entertainment, использовать платье на Гала-концерте сразу же вызвало критику со стороны историков. Теперь Международный совет музеев (ИКОМ) присоединился к хору, критикующему магната реалити-шоу.
«Историческая одежда не должна носиться ни публичными, ни частными лицами», — говорится в заявлении ИКОМ.
Ссылаясь на свой музейный кодекс этики и правила сохранения ценностей, организация заявила, что с исторической одеждой следует обращаться как можно осторожнее. ИКОМ перечислил множество угроз состоянию одежды, которых следует избегать — все они повлияли на платье Монро на майском мероприятии, — включая парфюм, макияж, украшения, сценическое освещение, влажность и фотографические вспышки.
ИКОМ далеко не единственные, кто осудил это решение. Сара Скатурро, бывший глава отдела консервации в Институте костюма и нынешний главный реставратор Кливлендского художественного музея, обеспокоена тем, что решение использовать платье Монро может спровоцировать волну подражателей.
«В 80-х годах группа профессионалов-костюмеров собралась вместе, чтобы объявить резолюцию о запреет носить исторические костюмы», — сказала Скатурро в интервью Los Angeles Times. «Поэтому я беспокоюсь о том, что коллекционеры исторических костюмов теперь будут подвергаться давлению со стороны влиятельных людей с целью получения разрешения им носить одежду».
Пользователи также высказали еще одно мнение, не касающиеся исторической ценности платья. Бытует мнение, что белое платье было настолько индивидуальным для тела Монро и культурного момента, когда оно было впервые надето, что его никогда не следовало надевать повторно.
Французский дизайнер Жан Луи, создавший платье, покрасил ткань в телесный цвет, чтобы он соответствовал оттенку кожи старлетки, и закрепил его на ее обнаженном теле, прежде чем она вышла на сцену, чтобы исполнить серенаду Джону Ф. Кеннеди в 1962 году в честь дня рождения президента. Смысл платья заключался в том, чтобы быть едва заметным — как можно ближе к иллюзии наготы, что было проблемой в то время, когда фильмы и телевидение подвергались жесткой цензуре.
Частная коммерческая компания Ripley Entertainment купила платье в 2016 году на аукционе Julien’s Auctions за 4,3 миллиона долларов. В то время историки почти никак не реагировали на то, каким рискам подвергнется платье после продажи.
Несмотря на то, что владелец не обязан соблюдать стандарты хранения, предъявляемые к музеям, ИКОМ заявил, что «наследие следует понимать как принадлежащее человечеству, независимо от того, в каком учреждении находится вещь».
Опрос: https://forms.gle/hYgzXwTyCGzeJy7A8
Материал подготовила Анна Белаш