Музыка

Первый «двойник» русского рока 

Сегодня речь пойдет об альбоме «15» 1982 года, созданным свердловской рок-группой «Урфин Джюс». Этот альбом стал первый двойным альбомом в стране, а также дал большой толчок свердловскому и всему советскому рок движению. 

О группе 

Прослушивание записи «15». Слева-направо: Виктор «Пиня» Резников, звукооператор Сергей Сашнин, Егор Белкин, помощник звукооператора Сергей Морозенко, Илья Кормильцев. 

В начале 80-ых Свердловск (ныне Екатеринбург) переживал небывалый рок-рассвет. Это связывают с байкой о том, как в конце 70-ых, в своём путешествие через СССР, Дэвид Боуи посетил свердловский вокзал, успев сделать несколько фото и сбежав от наряда бравой советской милиции. Старики рассказывают, что именно тогда в Свердловск занесли «семя рок-н-ролла».  

И вскоре после этого, в 1980 году, Александром Пантыкиным была собрана группа «Урфин Джюс», получившая название от детской сказки Александра Волкова. Все тексты для группы писал великий рок-поэт Илья Кормильцев, написавший в дальнейшем большинство хитов для Вячеслава Бутусова и его «Наутилус Помпилиус». «Наутилус», кстати, в те годы уже существовал, правда назывался «Али-баба и 40 разбойников», а по популярности не был ни второй, ни даже третьей группой Свердловска. Этот пьедестал по праву возглавляла Пантыкинская «Урфин Джюс». А закрепил этот статус «двойник» «15», о котором дальше и пойдет речь. 

Зарождение альбома 

История альбома начинается с предшествующему ему полгода репетиций. Группа собиралась по пять дней в неделю с 7 до 23 в попытках найти новый материал. К тому времени уже было понятно, что прошлый материал, написанный в 1981 себя исчерпал. К тому же, в том же году с автором текстов группы, Ильей Кормильцевым, случилась очень печальная история. Летом 1982 поэт был на плановых военных сборах. В один из первых дней сборов их взвод вывели на стрельбище. Командир дал задание – взять пистолет и продемонстрировать свои навыки стрельбы. Первым вызвался одногруппник Ильи – он взял в руки пистолет, приставил его к своему виску и выстрелил. Зачем – история умалчивает. Говорят, что это была несчастная любовь. После этого случая Кормильцев впал в глубокую депрессию, несколько месяцев не выходя из дома. В этот период он и написал большинство текстов для тогда еще безымянного нового альбома.  

Пантыкин с группой быстро набросали музыку и перешли к записи. Подробности истории с звукозаписывающей студией опустим – это отдельная история, о которой существует много материалов в интернете. 

В итоге записи было записано больше песен, чем требуется для одного альбома, поэтому лишние песни было решено оставить «про запас». Однако, когда пришло время решить, какие именно песни не включать в альбом, в группе вспыхнул конфликт. В итоге было принято решение оставить все песни, выпустив первый в истории СССР «Двойник», записав его на две магнитные катушки. 

Название родилось совершенно случайно, когда дизайнер и художник Александр Коротич (учившийся с Бутусовым в одном ВУЗе, в дальнейшем оформив множество обложек «Наутилуса»), спросил у Пантыкина, лидера группы, сколько вышло песен на альбоме. Пантыкин, сосчитав на пальцах, ответил, что 15. Тогда же Коротич и решил оформить альбом в стиле детской игры «Пятнашки». После распространения альбома по всему союзу, именно такое название к нему и приклеилось. 

Реконструкция оригинальной обложки двойного магнитоальбома «15» 
Обратная сторона магнитоальбома «15» 

О звучании и уникальности 

«Пятнашка» отличается своей многоликостью. У песен разное настроение: от лиричной «Человек на подобии ветра», которую Кормильцев посвятил тому самому одногруппнику, до безумной «Мышь», высмеивающей учёных, готовых на открытия «любой ценой». 

Конечно, в тексте не передать уникальность звучания альбома. Это стоит послушать самостоятельно. Благо, весь альбом есть плейлистом на YouTube. Но особенно я бы отметил свою любимую песню группы – «Автомобиль без управления», с лирическим проигрышем, приглушенными куплетами, передающие интимную обстановку в доме молодой фанатки рок-музыки. В этой же песне хорошо раскрывается голос Александра Пантыкина. Многие сторонние слушатели были уверены, что солирует в группе девушка. И в этой песне Пантыкин отрывается по полной: тут вам и пение шепотом, расщепление голоса в припеве, рок-н-ролльные завывания… 

Графическое дополнение к альбому: песни «Чего это стоило мне» и «Homo Superior» 

И даже для «двойника» «пятнашка» звучит довольно долго: в неё входят сразу несколько песен, длящихся 6-7 минут. Кроме того, когда я обсуждал альбом с Александром Кушниром, который включил его в свою книгу «100 магнитоальбомов советского рока», он рассказал, что считает его концептуальным и требующим прослушивания от начала до конца, потому что только так вы прочувствуете всю авторскую задумку. 

Заключение 

После выхода альбома, он разошелся по СССР серьезным по тем временам тиражом для рок музыки – сотня штук. «Пятнашка» стала известна во всех столицах союза, именно её назвали в дальнейшем «классикой свердловского рока». Бешеная популярность альбома обратилась не только любовью фанатов, но и вниманием КГБ: до самого распада «Урфин Джюс» в 1986 году, группу запрещали по несколько раз в год. Может быть это, а может быть распад группы в год открытия свердловского рок-клуба и до охватившей СССР волны русского рока, сказался на её популярности ныне. 

 Может быть, и неплохо, что группа ушла в сторону, ведь оставшись на сцене, дуэт Пантыкина и Кормильцева мог не открыть дорогу к славе таким группам Свердловска, как «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус» и «Чайф». 

Обложка подборки песен группы из серии «Легенды русского рока» 

Сейчас альбом знают лишь в кругах специалистов по нашей музыке, хотя он заслуживает намного большего. Очень надеюсь, что этой статьёй я создал ещё нескольких преданных поклонников «Пятнашки» и прочего творчества группы. 

Материал подготовил Григорий Сахаджи 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *