С момента введения санкций в отрасли гражданской авиации прошло уже достаточно времени, чтобы сделать первые выводы.
Отрасль продолжает работать в штатном (насколько это возможно) режиме. Санкции с европейской стороны были несколько смягчены: самолеты, находящиеся в финансовом лизинге – переходящие после аренды в собственность эксплуатанта, возвращать не требуется. Недостатка самолетов и резкого роста цен на билеты не случилось. Во многом по причине сокращения перевозок. В первую очередь это коснулось зарубежных направлений – в большую часть стран Европы теперь нет рейсов. А развитию полетов в открытые страны, к примеру, в Турцию, мешает риск ареста арендованных бортов.
В Турции отреагировали быстро: специально для перевозки российских туристов создается новая чартерная авиакомпания “Southwind”. «Южный ветер» начнет свою работу в Анталии пятью самолетами Airbus. По непроверенной информации, “Nordwind” – еще один перевозчик с турецкими корнями рассматривает перерегистрацию компании в Турцию для упрощения работы и минимизации рисков.
Свой вклад вносит и многонедельное закрытие аэропортов на юге страны. Такие крупные города как Ростов-на-Дону, Краснодар, Воронеж остались без авиасообщения.
С началом курортного сезона эта особенность будет более заметна. Закрытое на юге небо создает и другие сложности – самолетам приходится делать большой крюк при облете бесполетной зоны. Что для отечественных «Сухих Суперджетов» с их дальностью полета 3000 километров довольно чувствительно.
В этих условиях повышенная нагрузка ложится на открытые аэропорты. Основную работу по приему туристов и международному транзиту принимают на себя Сочи, где авиакомпания “Россия” забазировала несколько” Суперджетов” для полетов за рубеж, и Минеральные Воды.
В целом, самолеты летают исправно. Даже чартерные перевозчики после простоев медленно возвращаются к привычным объемам. Насколько хватит ресурса самолетов и как на нем скажется обслуживание по серым схемам – сказать пока сложно.
В случае серьезной нехватки самолетов будут рассматриваться разные варианты. В их числе взятие бортов в мокрый лизинг, что на практике означает аренду самолета вместе с экипажем, топливом и техническим обслуживанием. Еще один метод – допуск иностранных переводчиков на внутренние рейсы. Нынешняя ситуация довольно стабильна и пока о крайних мерах не стоит и задумываться.
Материал подготовил: Даниил Бровчук
Материал редактировала: Дарья Перкокуева