Культура

Как художественное произведение работает на идею

Любое произведение всегда работает на определенную идею. И чтобы она не терялась среди деталей, некоторыми элементами необходимо пожертвовать. В этой статье мы разберём, как изначальная идея произведения влияет на его структуру на примере аниме «Neon Genesis Evangelion» и книг Дж.Р.Р. Толкина. 
 

«Властелин Колец» и «Хоббит»  

В первом примере, ради изначальной идеи на первый план был выдвинут созданный автором мир, а не персонажи. Автор книг о Средиземье, Дж.Р.Р. Толкин, был учёным-лингвистом, оксфордским профессором по англосаксонским языкам, написавшим много трудов по древним языкам. История его произведений берет начало со слова «хоббит», которое профессор, развлечения ради, написал на обратной стороне работы одного из студентов. Это слово тогда ещё ничего не значило и было выдумано случайно. Позже, ради того, чтобы сделать слово настоящим, Толкин написал сказку «Хоббит, или Туда и обратно», начинавшуюся со слов «В норе под землёй жил-был хоббит». То бишь, в начале у Средиземья было слово.

Идея вымышленных слов увлекла профессора, он решил создать свой собственный язык, со всеми строгими правилами и нормами. Но для того, чтобы этот язык мог существовать, у него должны быть носители. Как раз для этого и был создан мир Средиземья и все его жители. Благодаря им, эльфийский язык Толкина мог жить своей жизнью.

Вся история Средиземья была создана для того, чтобы провести эксперимент по созданию вымышленного языка. Сам Толкин говорил, что была бы его воля, то весь «Властелин Колец» был бы написан на эльфийском.

Из-за того, что изначальной идеей для создания истории был до мелочей придуманный язык, мир Средиземья оказался невероятно проработан. В нём есть своя мифология, летоисчисление, история с датами, событиями и личностями. Но в то же время, из-за этого страдают персонажи и основная история, что часто отмечается критиками. Мотивы у многих персонажей ограничиваются тем, что они изначально олицетворения зла или добра, сам сюжет местами прост и наивен, как детская сказка.  
 
Но всё это не является полноценными минусами, ведь у автора не было изначальной задачи создать сложный сюжет или неоднозначных персонажей с «серой» моралью и проработанным внутренним миром. Его цель – язык и глубокая история мира, в котором этот язык может существовать. При чём в конечном итоге, мир Средиземья не ограничился одним только эльфийским: глубокая проработка вселенной позволила развить в ней ещё множество других языков. 
 
Это демонстрирует нам, как в угоду изначальной идеи в вымышленном мире делался упор на декорации, а не на персонажей. 

Neon Genesis Evangelion 

Ровно противоположным примером выступит культовое аниме из 90-ых. Его создатель – Хидэаки Анно, по собственным заявлениям, часто страдал от депрессии и тяжелых психологических переживаний. На этой основе он и захотел создать свой аниме-сериал. Основная идея, вложенная в произведение – демонстрация психических отклонений: причины их появления, их развитие и к чему они приводят. Весь прочий мир и «лор» вселенной был лишь декорацией, на фоне которых персонажи переживали личную трагедию.  

В изначальном 26-ти серийном сериале мир практически не был проработан: не было рассказано ни про причины появления Ангелов, ни про загадочные «Свитки Мёртвого Моря», ни про принципы работы «Евангелионов». Даже кульминационные события в мире аниме, в оригинальном сериале были показаны белыми буквами на чёрном фоне, буквально: «Начался третий удар и комплементация». А после этих слов, события последних двух серий происходили исключительно в сознании главных героев, демонстрируя их переживания. 
 
Да, в дальнейшем «лор» сериала был расширен в фильме «Конец Евангелиона» (который я, кстати, считаю дополнением оригинальной концовки, а не альтернативой), а в дальнейшем в играх и манге. Но это произошло из-за неожиданной популярности сериала и огромного запроса от фанатов, которые требовали ответов на многие вопросы касательно истории. Однако сам Хидэаки Анно всячески упирался от продолжения оригинального сериала, в чём я с ним согласен. 

Все сюжетные недомолвки не являются халтурой и большими минусами. Просто задумка не в том, чтобы показать крутые сражения больших роботов и не в том, чтобы создать свою вселенную с глубокой проработкой. Сериал работает на раскрытие тем, как детство влияет на психику, как найти себя и своё место в мире и справиться с депрессией. А с этой задачей оригинальный сериал (и «Конец Евангелиона», который изначально должен был стать концовкой сериала, но из-за бюджета и сроков вышел отдельно) справляется на ура. А все дальнейшие разъяснения сюжета в играх и манге нужны лишь для ценителей глубокой проработки вселенных, на которых создатели «Евангелиона» изначально не ориентировались. 

Именно поэтому «Neon Genesis Evangelion» выступает наглядной демонстрацией того, как ради первоначальной идеи на второй план ушла проработка мира, а на первый пришли персонажи с их личными историями и «самокопаниями».  
 
 

Надеюсь, что благодаря двум разным примерам я смог показать, что порой минусы художественных произведений и не минусы вовсе, потому что проработка этих деталей не входила в первоначальные планы и не работала на идею. Само собой, это не означает, что критиковать не стоит в принципе. Но делать это надо в отношении тех моментов, которые должны были развивать идею, но почему-то с этим не справились. Поэтому порой, перед тем как критиковать какие-то моменты в книгах, фильмах или сериалах, стоит ответить для себя на вопрос — «какая идея в них заложена?». 

Материал подготовил Григорий Сахаджи  
 
 
 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *