Мало какой фестиваль гик-культуры или игр обходится без секции настольных игр. Сегодня люди за столом играют не просто в «дурака» или «Монополию», а в более сложные и творческие игры.
Одной из классических настольных ролевых игр, можно сказать, даже их стандартом, является D&D – «Подземелья и драконы».
Изначально она возникла из другой настольной игры – стратегии в средневековых декорациях «Кольчуга» («Chainmail»), где игроки управляли отрядами персонажей. D&D добавила волшебных существ и артефакты, а также дала игрокам управлять отдельным персонажем – своим аватаром.
Основные сеттинг или игровые вселенные, в которых происходит действие приключений, принадлежат к жанру фэнтези. Можно сразу вспомнить знаковое произведение, определившее облик этого жанра, — «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена. Однако один из создателей D&D, Гэри Гайгэкс, утверждал, что знаменитая сага мало повлияла на их игру, а в качестве образца они обращались к творчеству Роберта Говарда, Роджера Желязны и других классиков.
Как же играют в D&D?
В игре есть ведущий – dungeon master или game master. Он играет роль рассказчика и судьи, ведёт отряд игроков по приключению и берёт на себя управление всеми неигровыми персонажами.
Игроки – обычно их от двух до шести человек – выбирают или создают с нуля своих аватаров. В игре предусмотрена анкета персонажа, заполняя которую игроки указывают важные характеристики и навыки аватара. D&D – это игра на воображение и логику одновременно. Игрок может выбрать персонажа любого пола, любой расы (из тех, что представлены в сеттинге) и любой внешности. Он продумывает его историю и, исходя из неё, описывает его способности. Волшебник? Вор? Варвар? Нет проблем!
Каждый персонаж уникален и владеет собственными вариантами решения проблем, которые поставит перед ними мастер. Успех игры равно зависит как и от смекалки игрока, так и от способностей персонажа. Математика бросков игральной кости и характеристик тесно сплетается с нестандартным мышлением и ораторскими способностями (на тот случай, если игроку придётся убеждать мастера в реализуемости своего действия). Порой это рождает забавные ситуации и шутки, которые затем бродят по сети и уже неотличимы от народного фольклора.
Сюжет для приключений может быть предложен авторами D&D – они выпускают так называемые тематические «модули», где описана завязка истории, общая канва и возможные препятствия, которые встретятся игрокам. Например, модуль «Спуск в Авернус», где игрокам предлагается отправиться в аналог Ада и свергнуть одного из лордов демонов. Однако каждая история вариативна и зависит от того, кто её рассказывает. Мастер волен поправить приключение по своему вкусу и удивить игроков.
Кроме того, игра даёт много возможностей для творчества – любой мастер может придумать собственное приключение и даже изменить сеттинг и правила D&D. Однако стоит упомянуть, что каждое приключение остаётся в той комнате, где в него играли, и не влияет на развитие событий в других редакциях игры.
Редакциями называют «следующий выпуск» D&D. На сегодня их насчитывают пять штук. Это настоящие вехи в истории игры, так как с каждой новой редакцией менялись правила игры, добавлялись и исчезали расы, классы, характеристики… Также менялся основной сеттинг игры – Забытые королевства. Катаклизмы, войны, смерть и рождение богов меняют облик этого мира.
К слову, не одним только фэнтези богата D&D – кроме традиционных «меча и магии» игрок может стать космическим пиратом, погрузиться в готическое приключение с вампирами или побывать в постапокалипсисе.
Вооружайтесь воображением и кубиком – новые приключения ждут!
Материал подготовила Камилла Фомичева