Образование

Какие средства речевого воздействия преподавателей не вызывают реакции у учащихся?

В статье описаны нейтральные речевые средства в педагогическом дискурсе. Рассказано в публикации и о факторах эффективной коммуникации между преподавателем и учащимся.  

Об использовании преподавателями речевых приёмов спросили студентов разных университетов. С помощью анкетирования и посещения занятий были выделены речевые средства, которые производят разный эффект на учащихся. Удалось выяснить, что у педагогов есть речевые приёмы, которые воспринимаются учениками, но не имеют воздействия, не вызывают реакции.

Использование нейтральных приемов

1) Сигналы, отграничивающие новый материал от предыдущего: «Далее», «Следующее» и т. д.. Обобщение сказанного: «Итак», «Подведем итог» и т. д.. Переход от общего к частному «Например», «Допустим» и т. д..

2) Соотнесение с ранее сказанным. Прием помогает школьникам устанавливать связь между уже изученным и новым материалом. Это способствует адекватному пониманию услышанного. Для этого используются такие клише: « Это вам уже хорошо известно», «Об этом мы говорили на прошлом занятии». 

3) К социальному воздействию относятся приветствие, прощание, представление, благодарность. На фразы такого типа у учащихся нет реакции, это обыденные выражения: «Здравствуйте, меня зовут Наталья Геннадьевна, сегодня я проведу у вас урок», «До свидания, продолжим завтра».  

4) Информирование — известие, сообщение, сведение. Используется когда, например, куратор рассказывает группе о каком-то мероприятии: «Через неделю в нашем институте пройдёт соревнование по волейболу. Нужно выбрать участников от группы». 

5) Аргументация — доказывание. С помощью этого приёма преподаватель даёт ученикам определения терминов по теме, объясняет различные теории, описывает какие-либо явления, дает отсылки к мнениям ученых, относящихся к дисциплине. Пример: «Тема нашего сегодняшнего занятия — культура в философии. Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие». 

Факторы результативности педагогической коммуникации

Речь преподавателя всегда производит определенный эффект на ученика. Чтобы избежать непонимания и правильно донести информацию до обучающихся, нужно точно выбирать языковые средства и грамотно их преподносить. Важно отметить некоторые факторы эффективности общения между учителем и учеником. 

  • Логичность речи играет важную роль в педагогической коммуникации. Все смысловые компоненты должны иметь связь, иначе понимания знаков речи не произойдёт.  
  • Восприятию информации мешает монотонность в речи учителя, ее стоит избегать. Ученики не смогут успешно усвоить тему и сосредоточиться, если учитель полтора часа просто рассказывает тему, не взаимодействуя с учениками. На любом занятии нужно добавлять интерактив.  
  • Следующее, на что нужно обратить внимание, — богатство и выразительность речи. Эти составляющие помогают лучше понимать то, о чем говорит педагог.  
  • Не менее важна уместность речи. Речевые единицы должны соответствовать ситуации и условиям общения.  
  • Речь педагога должна соответствовать нормам языка.  

Материал подготовила Марина Астапенко  

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *