Конфликтные ситуации на учебных занятиях возникают часто, что, несомненно, мешает учебному процессу. Обычно это случается из-за неграмотно подобранных учителем вербальных способов общения.
Психологические особенности учащихся требуют эмоционально окрашенного общения
Учитель часто использует особые способы усиления эмоциональности, но успешны эти приёмы не всегда. Поэтому наряду с положительными приемами речевого воздействия используются и те, которые оказывают отрицательное воздействие на учеников.
Студенты разных вузов рассказали что их не устраивает в коммуникации с педагогами. Рассмотрим какие педагогические приемы особенно не нравятся учащимся.
1) Универсальные высказывания
Устойчивые выражения, которые многие учителя привыкли использовать при работе с учениками вызывают у учеников негативную реакцию; могут вызвать насмешки одноклассников по отношению к тому, кому адресовано высказывание учителя. Например: «Цирк уехал, клоуны остались». Реакция на данное замечание у ученика может быть различной: в одних случаях он понимает, что его поведение неприемлемо на уроке, в других же, школьник воспринимает речь педагога как шутку и продолжает вести себя неподобающим образом, еще одним вариантом может стать обида.
2) Используются прием называния причины, по которой ученики должны восстановить дисциплину на занятии, без прямого призыва к дисциплине.
Примеры подобных высказываний: «Кому я рассказываю? Я это все и так знаю!», «Из-за тебя сейчас вся группа будет делать дополнительное задание»
3) Обращение к ученикам на «Вы»
Такое обращение добавляет лишней формальности, заставляет учащегося чувствовать себя некомфортно, создает напряженную атмосферу на паре.
4) Прием придания ответу характера неотложности и незамедлительности
У учеников при этом не вызывается желания ответить на занятии. Ученик понимает, что останутся задолженности, которые придётся отрабатывать. Например: «У меня 5 уроков, после них я ухожу, кто не успеет рассказать стихотворение — получит соответствующие оценки».
5) Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («карандашик», «указочка», «заданьице» и тому подобное)
Иногда эти слова звучат в речи органично, их периодическое использование вряд ли может кого-то напрячь. Но бывают случаи, когда преподаватель искусственно занижает уровень своей зрелости, постоянно используя диминутивы. Такой приём педагоги могут использовать, чтобы вызвать симпатию у студентов, но учеников это раздражает.
6) Частое употребление слов-паразитов и использование грубых просторечий и жаргонных слов
Примеры: «как бы», «это самое», «то есть»; «дрыхнуть», «прикол», «отпад». От слов такого типа слушатель быстро устаёт, это мешает понимать речь говорящего.
7) Употребление слов-сокращений
Иногда педагоги не к месту употребляют сокращения слов, пытаясь «быть на одной волне» с учениками. Зачастую это получается неестественно и натянуто. Например, «телек», «комп», «норм», «инет», «фотать».
8) Смешение русской и английской лексики
Некоторые преподаватели пытаются использовать в своей речи новомодные штампы, пришедшие из другого языка. Некоторые англицизмы, используемые учителями, могут раздражать учеников и заставлять их чувствовать себя некомфортно. Например, такие слова как: «хайп», «треш», «вайб», «кринж». Периодически к этим словам педагоги могут добавлять фразы такого типа: «Как это у вас сейчас модно говорить…».
9) Использование канцелярита
Преподаватели, желая придать занятию особой официальности, используют такие конструкции: «Имеет место отсутствие одной из составляющих нашей темы», «Имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что…», «Только после завершения задания вы сможете приступить к досуговый деятельности». Такое нагромождение слов может резать слух ученикам. К сожалению, как показала практика посещения пар в разных вузах, такой приём используется педагогами нередко.

Основное коммуникативное намерение в речи педагога — «обучая, воздействовать»
Чтобы решение задач обучения проходило по плану, педагог должен грамотно подбирать речевые средства, с помощью которых доносит информацию до учеников. Отрицательных приёмов воздействия стоит избегать. Они не производят прогнозируемый педагогом эффект.
Материал подготовила Марина Астапенко