Культура

Кабуки: театр наоборот 

В 17 веке в Стране восходящего солнца появился иной вид классического театра, который стал национальным японским представлением — Кабуки. Оно совмещает пение, музыку, танцы и драму. Актёры театра используют грим и костюмы с определённой символикой. 

Почему «Кабуки»? 

Этимология произошла от глагола «кабуку» со значением «откланяться». Постепенно слово начало выходить из употребления. «Кабуки» в японском языке состоит из трёх Kanji: «кабу» «песня и танец» и «ки»- «мастерство». Такие же иероглифы использовались при написании слов «умелая женщина» и «игра». Поэтому данное слияние Kanji даёт представление человеку о драме: с танцами, песнями и трагическими или драматическими событиями. Сейчас в современном японском «кабуки» обозначает форму театра. 

Начало 

Жанр Кабуки сложился в Период Эдо (1603-1868 гг.) на основе народных танцев и песен. Основоположницей считается Окуни, родившаяся в окрестностях города Идзумо. Со временем девушка стала служительницей храма. Будучи танцовщицей, она исполняла танец- молитву, который вдохновил её на создание собственного стиля.

«Движения» переросли в особый вид театра с пением, музыкой и драмой. Но не все понимали истинное значение произведения. Кабуки в начале представлял неприличные и «пустые» постановки, многие актрисы театра вели разгульный образ жизни (куртизанки). Такая «провокационная» форма театральных произведений привлекла внимание правительства Японии. И ради сохранения нравственности женщин и девушек им было запрещено выступать. Однако это не единственная причина. Чиновничья среда боялась, что общественность отвернётся от правительства, так как постановки часто затрагивали государственные дела, скандалы и т.д. 

На смену пришли юноши 

Кабуки всё набирал популярность. Оставить без внимания такое явление власть не могла, поэтому на место женщин пришли мужчины. Таких актёров называют «Onna ga ta» дословно «тип женщины». С этого момента допускались выступления только мужских трупп. Но после из театра были изгнаны все девушки, а потом и «милые» юноши, которые заменяли женские роли. Почему? Отыграв постановку, они были способны удовлетворить любую «просьбу» зрителя с толстым кошельком. И это не просто богатые люди, а чиновники или люди из высшего света. Никому не нужны были проблемы после новости, что у кого-то имеется «запретная связь» с актёром театра. Женские роли теперь отдавались только мужчинам, которые перевоплощались в девушек. Причём делали это успешно. Изменился и характер выступлений. Больше внимания стали уделять драме, нежели танцам. Запрет на женщин-актрис существовал более 250-ти лет. А за это время Кабуки полностью «перестроил» себя на мужчин. И когда было снято «табу», для девушек уже не осталось места. «Оннагата» стало неотъемлемой частью театра. Лишившись её, японцы потеряли бы традиционное искусство.  

Постановки и грим 

Существует три вида выступлений: 

  • — Исторические пьесы; 
  • — Простонародные пьесы; 
  • — Танцевально-драматические пьесы. 

Исторические пьесы затрагивают придворную жизнь, а простонародные и танцевально-драматические- феодальные раздоры.  

Касаемо грима, то многие восклицают о белоснежной коже актёров. Такой цвет наносится специальной рисовой пудрой, а красными линиями подчёркиваются черты лица. Каждая из них имеет своё значение. Например, красный оттенок говорит о справедливости, смелости, фиолетовый или синий страхе, злобе и т.д. В тайне от зрителей актёры самостоятельно дорисовывают несколько черт. И в зависимости от сюжета или характера персонажа делают это во время выступления.  

История традиционного театра тянется из прошлого. Однако люди сумели сохранить первозданное значение театра, несмотря на значительные перемены. Актёрские труппы Кабуки путешествуют по миру, а выступления длятся в среднем 3 дня по несколько часов. Это непривычный нам классический театр, а совмещение традиций, пения, музыки и танца.  

Материал подготовила Галина Челышева 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *