В Мире

Почем Пепси для народа? 

Эта статья неслучайно начинается с фотографии бутылочки Пепси у входа в парк Сокольники. Именно здесь в 1959 году советские люди впервые увидели и попробовали американский напиток. Сейчас же любой желающий может купить такую же бутылку в ближайшем супермаркете. Но причем здесь генсеки, водка и флот? 

Большая игра 

В рамках Договора о культурном сотрудничестве 29 июня 1959 в Нью-Йорке открылась Выставка достижений Советской науки, техники и культуры. Все предметы гордости – от товаров широкого потребления до макета атомного ледокола «Ленин» — были представлены американской публике в комплексе «Колизей».  В июле того же года с ответным визитом в СССР прилетела американская делегация.  

Официальной целью выставок было улучшение советско-американских отношений. По факту же это была борьба коммунистической и капиталистической систем за умы людей. Поэтому США не жалели денег, на свои средства построили павильоны в Сокольниках. Советским людям демонстрировали «жизнь типичного американца»: разнообразие товаров, бытовую технику, большие красивые автомобили. Стоит отметить, что это производило впечатление! Учитывая, что народный советский автомобиль, знаменитые «Жигули», появился лишь в 1970, машины были недоступны простому человеку. 

«Московская пепси-кола намного лучше» 

Однако и внутри США были разногласия. Одни компании не приехали на выставку по политическим причинам, другие не могли упустить эту возможность. Например, PepsiCo, теряя позиции на американском рынке, решила наладить отношения с СССР. 

Хрущев, Никсон и Ворошилов пьют Пепси 

Рональд Кенделл, глава корпорации PepsiCo, просил Никсона «познакомить» первого секретаря ЦК КПСС с западной газировкой. И американский президент подвел Хрущева к павильону с Пепси. Сам Кенделл был на разливе и предложил Никите Сергеевичу два варианта: напиток, привезенный из США и изготовленный в СССР из концентрата. Второй вариант Хрущеву понравился больше. После этого начало продаж Пепси и открытие завода в Советском Союзе были лишь вопросом времени. 

Литр на литр 

Посол США в СССР Томпсон говорил Кенделлу: «Если хочешь строить с ними бизнес – забудь о прямых денежных сделках. Только бартер». В 70-х годах была достигнута договоренность: литр советской водки за литр концентрата Пепси. 

Этот концентрат по секретному рецепту производился в США и поставлялся в СССР в 19-литровых канистрах. Из этого концентрата получается сироп, а потом уже и сам напиток. Из 19 литров таинственной жидкости получается 6000 литров газировки, 18000 стеклянных бутылок по 0,33. 

В 1974 году в Новороссийске был открыт завод по производству Пепси. О важности мероприятия можно судить хотя бы потому, что ради него  городе был построен водопровод, а на открытии завода были глава PepsiCo Кенделл и генеральный секретарь Леонид Брежнев.  

Кстати, рядом с заводом был магазин, где желающие могли без очередей за 45 копеек купить бутылочку Пепси. А сдав тару – вернуть 10 копеек. 

Корабль в бутылке 

После подсчетов прибыли оказалось, что от сделки с PepsiCo СССР заработал в 17 раз больше американской компании. Чтобы решить эту проблему, требовалось найти новые товары для обмена. 

И вот сейчас, когда попробовать заграничные напитки может каждый, я могу спросить, что Вам больше нравится: бутылка Пепси-колы или подводная лодка проекта 613 длиной 67 м, водоизмещением 1347 т с максимальной глубиной погружения 200 м, способная взять на борт полсотни человек и на месяц уйти в автономное плавание? 

Источник: https://lost-buddha.livejournal.com 

В 1989 году Советское правительство однозначно ответило на этот вопрос. В обмен на сырье и оборудование СССР отдал американской корпорации 17 подводных лодок и 3 военных корабля. Если б PepsiCo была странной, то вышла бы на 6 место по размеру флота. Важно отметить, что с кораблей было снято все вооружение, позже они были распилены на металлолом. 

Позже PepsiCo откроет в СССР свою пиццерию PizzaHut, а Горбачев снимется в  ее рекламе. 

Но после развала союза Пепси, несмотря на статус первопроходца, подвинули конкуренты, захватывающие открывшийся рынок бывшего СССР. И вот все стало как на выставке в Сокольниках: изобилие, красивые автомобили, техника, пепси-кола… Очередной бартер, западные ценности за страну. 

Материал подготовил Егор Лыба 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *