Образование

Средства речевого воздействия положительно влияющие на учеников

В этой статье рассмотрены положительно влияющие на учеников речевые средства. Среди студентов вузов было проведено анкетирование, в котором предлагалось оценить приёмы речевого воздействия их преподавателей. Также были посещены пары в разных учебных заведениях, чтобы на практике изучить речевые приёмы педагогов. Благодаря реакции учеников, за которой я могла наблюдать, и ответам студентов в тесте, удалось выделить наиболее и наименее эффективные методы воздействия посредством речи. 

Положительно влияющие на учеников речевые средства 

1. Использование сенсации

Применяется, когда учителю нужно сообщить об особо значимых заданиях. Такой прием помогает сконцентрировать учеников на теме и удерживать их внимание. Пример фразы, построенной по типу сенсации: «Ну и напоследок, самая интересная и сложная задача, так сказать, на десерт.»  

2. Использование слов или словосочетаний с положительной эмоциональной окраской 

Это помогает педагогу заставить учеников сосредоточиться на работе, осознать важность темы. По-другому это называется приемом «блистательной неопределенности»: «Давайте разберем важнейшую формулу, она сложная, но мы ей будем часто пользоваться».  

3. Прием указания на возможность получения какой-либо выгоды

Используется, когда ученики не хотят отвечать на занятии. Например: «Кто желает ответить на этот вопрос? Он самый маленький, необъемный.», «Тому, кто будет отвечать первым, буду помогать/поставлю оценку на балл выше». 

4. Использование приема «обнаженной стратегии»

Заранее сообщается план последующего урока: «Сначала я расскажу вам о…, затем вы узнаете о…, и лишь потом познакомитесь с…», «Во-первых, мы будем разбирать… затем Вы узнаете о… и лишь потом познакомитесь с…», «Я перехожу ко второму условию…».  

5. Вежливость, уважение

К одному и тому же приему можно отнести слова с семантическим оттенком вежливости и уважительности, призыв «быть не хуже других», интимизация повествования (использование языка близкого адресату). Они способствуют мотивации учеников к учебной деятельности.  

6. Прием «напоминания об основной идее»

Если учитель во время изучения новой темы проводит параллели с изученным ранее материалом и ученикам становится трудно следить за повествованием, такой прием поможет продолжить следить за нитью разговора («Все это я говорю к тому, чтобы вы поняли…», «Так вот, все эти примеры привожу для того, чтобы…», «К чему я об этом говорю?..»).  

7. Прием возложение надежд

Ученику приятно, что его хвалят, при этом он боится не оправдать ожидания учителя, поэтому в дальнейшем стремится отвечать лучше. Например: «Молодец, совершенно верно, надеюсь, дальнейшие ответы будут не хуже.»  

8. «Сегментация речи»

Информация дается учителем порционно для лучшего усвоения учениками. Например: «Такое выделение языковых функций оправдано. Оно оправдано тем, что…». 

9. Речевые клише, которые помогают максимально вовлечь ученика в работу: 

• Личное местоимение «мы» (иногда оно отсутствует) и глагол в форме 1-го лица множественного числа помогают построить такие клишированные выражения: «Мы слушаем», «Остановимся на примерах»;  

• Риторические и контактоустанавливающие вопросы. Риторические вопросы помогают обратить внимание на важную информацию и подготавливает к последующему объяснению темы. Контактоустанавливающие вопросы требуют от учеников невербального подтверждения того, что учителя слушают и понимают («Ведь так? Верно? Да? Вы согласны?»). 

10. Использование иронии

Педагог стремится побудить учеников к деятельности с помощью легкой иронии. При этом в классе поддерживается положительный эмоциональный фон. Например: «Ивановой ставлю еще одну пятерку! Даже противно, нормальные дети так не учатся.»  

Одно и то же выражение может производить разный эффект на людей. Но на занятиях в учебных заведениях ситуации общения схожи, это позволяет судить в общем о степени воздействия различных речевых средств на учеников. 

Материал подготовила Марина Астапенко 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *