Образование

Что учащиеся думают о речевых приемах преподавателей?  

Существуют разные приемы речевого воздействия. Некоторые из них помогают при решении задач обучения, другие же мешают ученикам воспринимать информацию. Было проведено анкетирование среди учащихся, которое помогло узнать какие речевые приёмы преподавателей оказывают влияние на учеников.  

Для эффективности обучения конфликты и непонимание между учеником и преподавателем нужно минимизировать. В этом поможет правильный подбор языковых средств и умение грамотно их преподносить.   

С помощью речи автор сообщения воздействует на адресата, чтобы донести до него конкретную мысль, вызвать у него конкретную реакцию. Цель высказывания реализуется с помощью разных типов средств. Исходя из положения высказанного А.П. Клименко (доктор филологических наук), можно говорить о том, что ни лексика, ни грамматика не могут быть главными в высказывании. И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса помогают грамотно оформить речь. Всё это раскрывает содержание высказывания.  

Установка педагогического дискурса на ученика определяет не только отбор языковых средств, но и метод их подачи. Для побуждения учеников к действию и поддержанию дисциплины на занятиях, преподавателям нужно воздействовать на студентов посредством своей речи. 

Поскольку задачи коммуникации и ситуации общения на занятиях в любом образовательном учреждении при взаимодействии ученика и учителя чаще всего схожи, я провела анкетирование среди студентов разных вузов.  

Источник: videoinspector.ru

По результатам тестирования удалось выявить как негативные, так и положительные методы воздействия преподавателя на ученика посредством речи.  

Результаты опроса показали негативное отношение к приемам речевого воздействия, применяющимся учителями. В опросе приняли участие 52 человека. На вопрос «Нравится ли вам то, как с вами взаимодействуют преподаватели?», 7 человек ответили — «да», 34 человека — «нет», 11 человек — «затрудняюсь ответить».   

Были заданы и вопросы «Что конкретно вам нравится/не нравится». Важно отметить: большинство опрошенных указали что им неинтересно на парах, они боятся переспрашивать преподавателя о том, что им непонятно.  

Среди положительных речевых средств воздействия чаще всего отмечали употребление местоимения «мы» по отношению к учителю и ученикам во время работы на паре, использование иронии.  

Источник: kartinkin.net

Для изучения средств речевого воздействия в педагогическом дискурсе, я посетила пары в разных учебных заведениях, на которых смогла выделить некоторые речевые приемы и по реакции учеников сделать вывод об их эффективности.  

Удалось выявить множество положительных средств воздействия. С помощью них можно помочь найти способ установления нормального уровня ситуативной и личностной тревоги, оптимального уровня активности и работоспособности учеников.  

Отрицательно влияющие на учеников средства не остались без внимания. Сведения получилось систематизировать, опираясь на особенности педагогической коммуникации. Более подробно об этих средствах я расскажу (и приведу примеры) в следующих статьях. 

Материал подготовила Марина Астапенко 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *