Культура

История одного преступления: как Родион Раскольников убил себя 

Июнь. 1865 год. Петербург.  Один бедный студент убил старушку топором. Деньги не взял –спрятал. Происходит расследование: кто это, и зачем он это сделал?  

Вариантов много. Однако каждый, кто читал «Преступление и наказание» Достоевского, знает ответ на поставленный вопрос: Родион Раскольников совершил преступление.  

Обратимся к тексту. Герой Достоевского – студент, двадцати трех лет, «был он очень беден», живет в Петербурге «около трех лет, с самого приезда из провинции». Не смотря на материальное положение, Родион был красив, высок и строен.  Достоевский делает акцент в портрете героя: «он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами», «и какие у него глаза прекрасные…». Не зря говорят, что глаза – зеркало души. 

Одежда Раскольникова вся в дырах, как и его теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих».  Носит он «настоящий мешок» и высокую круглую изношенную шляпу, прикрываясь ей. Однако боится, что его «за версту заметят, запомнят…».  Этого не происходит, все прохожие воспринимают Родиона за нищего. Одна купчиха даже дает ему двугривенник. 

Характер героя совпадает с описанием внешности. Студент прячется в большое пальто, как и бежит от своих мыслей или проблем: бросил работу, университет, перестал общаться с товарищами и замкнулся в себе. Гордость Родиона – единственное, что противопоставлено его внешнему виду.  

Источник: kartinkin.net

Родион – контрастный образ. Не доверяет окружающим, относится ко всем с опаской и заботится о матери, сестре: «…знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить…». 

Однажды герой переступает грань приличия, морали и нарушает уголовный закон. Раскольников был разочарован в жизни, не хотел мириться с несправедливостью, поэтому решается на преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, Лизавету.  

Почему же Родион Романович не взял денег после свершившего? 

Раскольников убивает Алену Ивановну не просто так, он хотел доказать себе, что не относится к «материалу» — обычным заурядным людям, послушным и консервативным. Деньги ему были не нужны.  

А в итоге? Родион не старушку убил, а себя. Используя психологизм, Достоевский показывает, как терзается Раскольников после совершения преступления. Он не находит себе места, ему «душно» от самого себя. Петербург, построенный на болоте, с его узкими, серыми, грязными улочками, маленькая комната, покрытая пылью, усугубляют ситуацию. Время в повествовании то растягивается, то сжимается. О жаре до убийства в романе говорится пять раз и после – два. Все это создает атмосферу преступления. 

Источник: img-fotki.yandex.ru

Полифонизм Федора Михайловича заключается в изображении не всего происходящего с героем, а «его самосознании как действительности второго порядка». Голос героя построен так, как голос автора. Слова Достоевского и Родиона гармонично сочетаются друг с другом. 

Как же спасся Родион? Благодаря любви, вере и признанию. Без Сони он не смог бы обрести покой и стать счастливым, как и она без него. Они нашли друг друга:  

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники для жизни другого». 

Источник: illustrators.ru

Мало кому нравится этот герой просто потому, что они не поняли, о чем читали. «Бедный студент убил старушку и даже деньги не взял, в чем смысл вообще?» — думают многие. Достоевский писал не о глупом парне со своеобразной теорией «тварей дрожащих» и «право имеющих», а о свободе личности, морали и ее ценности, грехах и их искуплениях.  

Материал подготовила Екатерина Антоненкова 

Обложка  

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *