В России

Над землей и под санкциями 

Около месяца назад власти Европейского Союза приняли решение о полном запрете поставок и лизинга самолетов, вертолетов и прочей авиатехники, их страхования и обслуживания в Российской Федерации. 

Какие последствия это решение повлечет за собой в ближайшем и отдаленном будущем?  Для начала разберемся, как работает лизинг, что будут эксплуатировать авиаперевозчики и, причем здесь Бермудские острова. 

Зачем вообще брать самолеты в лизинг?  

Почему компании в основной своей массе предпочитают не приобретать воздушные суда в собственность, а платить фактически за их аренду? Ответ лежит на поверхности — это дорого. Очень. Дорого.  

По разным данным, стоимость одного Boeing 737-800 составляет порядка 90 миллионов долларов. И это  бюджетная модель, проверенная и надежная рабочая лошадка.  

Если говорить о других моделях, то Airbus A320neo, схожий по вместимости и дальности, но оснащенный более мощными и экономичными двигателями стоит в районе 110 миллионов долларов. Про более крупные и вместительные суда и говорить нечего.  

Выходит, что авиаперевозчикам выгоднее брать суда в лизинг, не дожидаясь больших доходов, чем приобретать их в собственность. В свое время именно лизинговая модель сделала сложнейший и непомерно дорогой  Boeing 747 доступным даже для маленьких авиакомпаний. 

Самолеты в лизинг предоставляют лизинговые компании, зарегистрированные в разных странах 

Если посмотреть реестр российских самолетов, то можно увидеть, что большая часть флота зарегистрирована на Бермудских островах или в Ирландии. Это связано, в первую очередь, с местным налоговым законодательством, благоприятствующим работе мировых лизинговых компаний. В этих странах довольно развитая система проверки летной готовности, что упрощает работу авиакомпаний.   

На сегодняшний день около половины российского флота находится под санкциями. Очевидно, что выдвинутые требования о возращении арендованных самолетов выполнить довольно сложно, хотя бы по той причине, что сокращение большого числа рейсов привело бы к катастрофическим последствиям. Да и лизинговым компаниям пришлось бы ломать голову, куда срочно пристроить полтысячи лайнеров.  

Разные компании решают проблему с флотом по-разному. К примеру, в “Red Wing” приняли решение возвратить все оставшиеся самолеты Airbus. Впрочем, подобные меры могут позволить себе компании, у которых в парке есть несанкционные суда. “Red Wings” уже пару лет назад начали плавный переход на “Суперджеты”. 

В авиакомпании “Победа”, чей флот более чем полностью состоит из B737, подобные меры себе не могут позволить. Именно “Победа” несколько дней назад первой начала каннибализацию флота: 16 из 41 самолета компании не будут летать, для того чтобы остальные 25 летали.  И есть немалые шансы, что подобные истории будут повторяться.  

Разные перевозчики реагируют по-разному, здесь нет какой-то единой канвы или стратегии. Ясно только то, что в ближайшем будущем авиаперевозкам в России придется сокращаться. 

Материал подготовил Даниил Бровчук 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *