Кино

«Вертинский» или участь эмигранта 

Рецензия на сериал «Вертинский» режиссера Авдотьи Смирновой  

Александр Николаевич Вертинский – интереснейшая фигура двадцатого века, ныне забытая и по большей степени неизвестная для современной молодежи. Если о Шаляпине многие из двадцатилетних людей слышали из уст старшего поколения, то даже имя его менее известного, но не менее значимого современника, так же певца и артиста, сошло с уст. Такое положение дел не помешало, а, возможно, даже стало причиной решения Авдотьи Смирновой посвятить Вертинскому прекрасный, колоритный и монументальный восьмисерийный фильм. 

Сюжет  

В фильме рассказывается судьба Александра Вертинского, эстрадного певца, шансонье, родившегося в 1889 году. Действие начинается с широкой панорамы предреволюционного периода в Москве. Молодой Вертинский вместе со своими друзьями занимается тем, что прожигает свою жизнь, восхищается классической русской культурой, увлекается модным тогда символизмом и авангардизмом. Жизнь его круга общения сложно назвать роскошной, они постоянно прибывают на грани нищеты, часто голодают, но первые же полученные деньги они тратят на организацию кутежа с людьми низких нравов. В какой-то момент они задаются вопросом, а правильно ли они все делают? Ведь там на западе идет Первая Мировая война, а они здесь только и делают, что придаются наслаждениям и разврату. Совершенно случайно юный Вертинский оказывается на санитарном поезде, который идет на фронт, там он и решает остаться. В то время пока он спасает людские жизни, в Москве происходит страшная трагедия – умирает недавно обретенная сестра Александра Николаевича. Так происходит первый переломный момент в жизни героя – Вертинский дебютирует на сцене, его первая песня посвящена смерти сестры. 

Вертинский быстро набирает популярность, но тогда в Москву приходит новая беда – революция. Он уезжает в Одессу, из Одессы – в Стамбул, а затем и в Европу. Режиссер проходится по переломным моментам жизни артиста, которая, к слову, была больше похожа на авантюрный роман. Но Авдотья Смирнова не претендует на биографичность кинокартины: в сериале присутствуют выдуманные персонажи, некоторые даты сдвинуты, некоторые события опускаются, но суть жизненного пути Вертинского, наполненного эмигрантскими скитаниями, улавливается без особых проблем.  

Концептуальность 

Выгодно выделяет «Вертинского» визуальная и звуковая концептуальность каждой серии. Новый эпизод – новая веха в развитии персонажа и, зачастую, новая страна. Режиссер смог передать колорит эпохи, бурной и непредсказуемой, авантюрной и завораживающей. Многие серии разительно отличаются друг от друга – просторы и контрасты России сменяются красочностью и пестротой Турции, яркий богемный Париж двадцатых годов – строгим и прагматичным Берлином, солнечные берега Сан-Франциско – мрачными неоновыми улочками Шанхая. В финальной серии Вертинский уже в преклонном возрасте возвращается в по-прежнему просторный и контрастный СССР. Все страны разные, но везде русские эмигранты, везде интеллигенция, цвет русской нации, пытающийся жить и творить в контексте кровожадного двадцатого века. Каждая серия посвящается конкретной песне Вертинского, что говорит о неразрывности творчества артиста и его личной жизни.  

Масштабность 

Впечатляют масштабы сериала. Крупные планы улиц прошлого века, проработанные локации и костюмы. Всему представленному на экране веришь, все вызывает какое-то легкое чувство тоски по тем противоречивым годам. Конечно, такой масштаб и такое качество съемки стоило немалых денег, поэтому сериал был снят онлайн-кинотеатром KION при поддержке Первого канала. 

Непредвзятость 

После полученной информации о финансировании возникает закономерный вопрос, а не будет ли идея сериала, изображение исторических реалий слишком однобокими? Но не стоит переживать – сериал выделяется своей непредвзятостью к освещению событий и личностей: Вертинский может быть и подлецом, и бескорыстным добряком, белая армия в одной сцене показана как оплот интеллигенции и офицерства. В другой сцене мы видим дебош белогвардейского солдата, напившегося в ресторане. Красная армия в фильме представлена как неотесанное сборище людей, которым чужда культура, но которые борются за справедливость. Поднимается несвойственная для отечественного кинематографа тема притеснения сексуальных меньшинств. Таких деталей много в произведении.  

Режиссер выступает как сторонний наблюдатель, фиксируя исторические события настолько объективно, насколько это возможно. Конечно, многим может показаться, что в изображении исторических реалий Российской империи и СССР присутствует слишком много мрачных мазков, но стоит учитывать, что главный герой сериала все же представитель интеллигенции, а значит и окружение у него соответствующее. А ни для кого не секрет, что в нашей стране, к сожалению, представители культуры были значительно ограничены в свободе выражений. Они всегда были вынуждены ставить себя в невидимые рамки, которые все же представлены на экране. Когда действие происходит в Российской империи и СССР, кадр переходит из формата 16:9 в формат 4:3, то есть становится более квадратным, по бокам появляются рамки.  

Вывод 

«Вертинский» – отличный сериал, прекрасно передающий атмосферу эпохи, в которой жил и творил русский эмигрант Александр Вертинский, более двадцати лет тосковавший по Родине, совершавший ошибки и вкладывавший свои переживания в песни.  

«Я усталый, старый клоун…» – восклицает Вертинский. Может быть он и прав, но без «клоунады» он не мог представить свою жизнь. Над его песнями смеялись элитарные поэты, но он всем на зло продолжал творить и проникать в сердца аудитории. На сцене он часто примерял на себя разные роли, прятался за гримом Пьеро, но смог ли он сохранить при этом самого себя, смог ли прожить свою собственную жизнь, на этот вопрос и пытается ответить кинокартина.   

Материал подготовил Никита Закревский 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *