Образование

Как достигается успешность педагогической коммуникации?  

Условия успешности речевого воздействия в педагогическом дискурсе с учетом ситуации общения и ее компонентов. Выбор педагогом языковой модели влияет на восприятие учебного процесса учеником.      

Речевое воздействие — один из ведущих видов деятельности в общении

Согласно норме, выбор языковых средств обуславливается ситуацией общения. В сферах коммуникации на первый план выходит персонификация — индивидуальная неповторимость говорящего. На нее влияют психические особенности личности. При этом, несмотря на индивидуальность каждого педагога, работа в одном коллективе, профессия, общественное положение, оказывают воздействие на выбор языковых средств.  

Учащиеся овладевают знаниями благодаря учебным дисциплинам. Наработанные навыки помогают в будущем самостоятельно усваивать новый материал и дополнительные знания. Именно за счет взаимодействия преподавателя и ученика происходит процесс обучения. Это протекает в рамках педагогического дискурса. Поэтому очень важно знать какие приемы и средства речевого воздействия применяются преподавателями при решении задач обучения. Нужно понимать, как речь педагогов влияет на учеников, какими средствами достигается введение новой информации в систему взглядов человека и какие факторы на это влияют. 

      Понятия прагмалингвистики: речевое общение и речевое воздействие, условия успешности речевого воздействия с учетом ситуации общения и ее компонентов

Первостепенная функция речи — воздействие на человека, управление его сознанием, а не просто передача информации. То есть передача информации — не основная цель при передаче сообщения с помощью речи. Любой из нас во время общения подвергается речевому воздействию. Понятия речевого общения и речевого воздействия относятся к основным понятиям прагмалингвистики. В широком смысле любое целенаправленное общение с помощью речи считается речевым воздействием. В узком смысле под речевым воздействием понимается управление человеческим поведением при помощи речи. Речевое воздействие помогает проинформировать человека, расширить его знания, побудить к чему-либо, или даже изменить эмоциональное состояние и жизненные установки. 

Источник attuale.ru

     

Эффективным речевое воздействие может быть только, если понимае знаков речи сопряжено с воздействием на адресата, достижением цели речевого сообщения

Это явление получило название «положительного прагматического эффекта». Осознанное, целенаправленное воздействие называется прямым речевым воздействием.  

Успешность воздействия

Одно и то же выражение может произвести разный прагматический эффект на различных слушателей или на одного слушателя, но в различных ситуациях. На успешность речевого воздействия влияет жизненный и социальный опыт, интеллектуальное и культурное развитие, уровень владения языковым кодом, психо-эмоциональное состояние обоих коммуникантов, ситуация общения. Учитывая данные факторы, говорящий выбирает, какой речевой стратегией он будет пользоваться для достижения наибольшего успеха. Адресант порождает текст, он активен и задает тон в общении, выбирает тактику ведения общения. От него в большей степени зависит успешность воздействия. В случае распределения социальных ролей в общении по принципу субординации (учитель-ученик, начальник – подчиненный, родители – ребенок) речевое воздействие может быть сведено к императиву (повелительному наклонению).  

Материал подготовила Марина Астапенко  

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *