В России

Оковы для народа: рабство в современной России 

Обычно при упоминании слова «рабство» нам приходят в голову мысли о Древнем Египте, Риме или Китае. Именно там долгие годы процветала подобная система общественных взаимодействий в своём «классическом понимании». Но эти цивилизации, – их обычаи и особенности, канули в лету, превратились в часть исторического знания. Само же слово «рабство» вызывает в современном человеке только гнев и ненависть. Мы даже представить себе не можем, чтобы в наше время бо́льшая часть людей находилась под гнётом и постоянным принуждением у группы господ… Хотя, постойте… 

Как вы отреагируете, если я скажу, что рабство существует по сей день, пусть и в видоизменённой форме и неофициально, в большинстве развитых стран мира, в том числе и России? И это, к сожалению, не просто громкие речи для привлечения внимания – это беспощадная реальность.  

На протяжении всего своего существования цивилизация мечется меж двух огней – развитием и деградацией. Иногда второе предпочитают больше, потому что для движения вперёд нужно прикладывать много усилий. Такие решения обычно не оканчиваются ничем хорошим. Человечество, пятясь назад, лишь наступает в удачно обойдённые до этого капканы, ранится, теряет много сил и времени на восстановление, что приводит к ещё большему упадку, ведь идти с кровоточащими ногами сложнее вдвойне. 

Всё чаще люди задумываются о переменах, справедливости и светлом будущем, которое в последнее время и вовсе предстает чем-то фантастическим. Многие задаются вопросами: не изжили ли себя капитализм, либерализм, парламентская демократия? Не пора ли сменить курс? Ведь двигаться-то нужно, но неизвестность, а также потеря уже имеющихся благ, накопленных непосильным трудом, пугают, заставляют покорно опускать голову перед «всемогущими» мира сего.  

Но каких-то сто лет назад наши предки, осваивая грамоту, составляли из букв: «МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕ МЫ». С этой лаконичной, но очень точной фразы народ обретал самосознание.  

Вернёмся немного назад, чтобы понять, когда же, казалось бы, давно изничтоженная поросль рабовладения вновь проросла в нашем обществе и заколосилась буйным цветом. 

Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе работорговли не было. Какой-нибудь остряк из числа либералов пренебрежительно бросит, что, мол, рабами в «Совке» являлись поголовно все, потому много чего было «нельзя», в том числе вести бизнес. Но как же так вышло, что настоящие рабы появились именно тогда, когда торговать всё-таки дозволили? 

Распался СССР. Произошло то, чего так долго ждали затаившиеся до поры буржуи – вернулся тот самый хвалёный капитализм. Стало ли лучше? Ну, кому-то, может, и стало – в частности, вышеупомянутым буржуям. Большинство граждан было брошено на произвол судьбы.  

Только к 2000-му году почти 42 миллиона человек в России проживало за чертой бедности. Новая элита действовала оперативно:  наследство Союза быстренько поделили, а всех несогласных с новыми порядками убрали с дороги. Простой человек остался абсолютно беззащитным перед бандитствующим капиталом. Разорение целых регионов СНГ, повальное обнищание и голод среди населения в 90-е, подрыв основ морали и крушение глобальной объединяющей идеи подготовили благодатную почву для возникновения новых изощрённых форм эксплуатации и угнетения. 

Главный признак рабства — нарушение принципа справедливого распределения ресурсов, прав и полномочий для обогащения одной группы за счёт другой. В государствах, зачастую считающихся цивилизованными и демократическими, существуют формы принудительного труда – так называемое «трудовое рабство». Основными жертвами становятся незаконные иммигранты или лица, похищенные  и насильственно вывезенные из страны постоянного проживания. 

Именно в 90-х прямиком из немецкого в русский язык перекочевало слово «гастарбайтер» – «работающий гость». Труд гастарбайтеров по сей день предоставляет широкие возможности для бесконтрольной и самой беспощадной эксплуатации рабочих.  

Но если вы думаете, что всё настолько печально только с приезжими, то вынуждена вас огорчить: гражданам нашей страны живётся не лучше.  

Всё становится ясно, стоит только проанализировать нынешнюю ситуацию, сложившуюся в России. 

Виды современного рабства: 

Трудовые рабы – самая многочисленная категория невольников нашей страны. Становятся ими люди, решившие отправиться на заработки в другой регион и наткнувшиеся на недобросовестного работодателя, который на деле – самый настоящий рабовладелец. Действовать такой «начальник» будет жестоко: отнимет документы и вещи, припугнёт (или же воспользуется) физической силой, после чего или оставит себе, или перепродаст в услужение другому господину.  

С сексуальным рабством сложнее. Чаще всего в него попадают молодые девушки из бедных семей, похищенные маленькие дети. Судьба этих несчастных полна физических и моральных страданий, и зачастую их жизнь заканчивается трагически. Жертв заманивают роскошью, хорошей жизнью, возможностями, после чего или продают на «внутреннем рынке», или вывозят заграницу. В России в сексуальное рабство чаще попадают приезжие из стран Африки.  

Следующая категория – «профессиональные нищие». Чаще всего к ней относятся инвалиды и пожилые люди, беременные женщины с маленькими детьми. Из-за нужды они приезжают в Москву в поисках работы, не требующей много сил и времени (няни, домработницы), сталкиваются с «нищей мафией» и принуждаются зарабатывать попрошайничеством. В конце рабочего дня полученные деньги тщательно изымаются «работодателями». «Профессиональные нищие» нередко живут в нечеловеческих условиях и подвергаются насилию со стороны «хозяев».  

Стоит упомянуть и об эксплуатации в закрытых религиозных организациях (монастырях, сектах и прочее). Они, как правило, никем не контролируются и существуют закрытыми общинами, поэтому узнать реальное положение дел практически невозможно. На сознание послушников оказывается серьезное психологическое воздействие. Правила регламентируются строгим уставом. Он может включать запреты на передвижение, на общение с посторонними, на разглашение информации о внутренних распорядках. Возникающие вокруг религиозных учреждений скандалы, связанные – зачастую, – с преступлениями сексуального характера, заставляют предполагать самое неладное.  

Речи некоторых деятелей духовенства и вовсе вводят в ступор. «Главная проблема, современного православия, – как-то сказал ныне покойный Всеволод Чаплин, рассуждавший о рабстве и религии, – и, собственно говоря, России – это то, что мы разучились быть рабами. Христианство – это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология – это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина».  

Что делать? 

Бороться с подобного рода преступлениями сложно по нескольким причинам: рабовладельческий бизнес часто «крышуется» сверху, многие пострадавшие – эмигранты или же представители «нелегальных» профессий. А кому они нужны?  

Будем честны: многие люди живут по принципу «моя хата с краю – ничего не знаю». Удобно не замечать проблему, которую видно невооружённым глазом. И пока одни наслаждаются благами капиталистического мира, другие, ведомые простым желанием прокормить хотя бы себя и своих детей, вынуждены терпеть унижения, насилие, эксплуатацию.  

Разве никто не говорил тогда, тридцать лет назад, что стоит лишь признать однажды безграничную власть рынка, как завтра очередным товаром можешь оказаться ты сам? Но мы по-прежнему слепо верим, что именно нам-то удастся избежать горькой участи, что для нас судьбой приготовлен заветный билет в страну фей и единорогов. На деле же билет этот приводит прямиком в лапы спекулянтов на человеческих слабостях, в лапы рабства. Не бывает счастливых билетов, все они – ложь. В особенности тогда, когда сулят хорошую жизнь на фоне всеобщего горя и обещают богатства на фоне всеобщей бедности.  

«Все мы – рабы системы», – я часто слышу эту реплику из уст сограждан. Слышу и удивляюсь, почему в словах говорящего нет ни возмущения, ни ярости, а только безразличие и покорное принятие собственной участи. Неужели внутри не пылает жажда справедливости? Неужели лучше жить в мире, где приходится трудиться на нелюбимой работе и получать жалкие копейки, чтобы просто прокормить семью? Или испытывать постоянный страх быть уволенным, ибо на шее неподъёмным камнем висит ипотека и кредиты на обучение детей? Или видеть, как на глазах вырастает поколение необразованных инфантилов, жаждущих добиться популярности любой ценой, но только не благодаря собственным талантам и способностям? Или осознавать, что каждый хочет возыметь с тебя как можно больше выгоды, что другой человек – твой потенциальный соперник и враг?  

Жаловаться на некачественную медицину, мертвую экономику, ужасное образование и несправедливое законодательство, постоянно унижать свою страну и восторженно смотреть на Запад – вот что эта система воспитала в народе. Так не пора бы это изменить?  

Выводы

Счастье никто просто так не подарит. Ни бог, на которого так уповают люди, ни политики. За счастье необходимо сражаться. Сражаться с теми, кто всеми силами хочет лишить нас права на свободу и справедливость. Запугивания в духе «будет хуже» не работают. Хуже уже не будет. С каждым годом порабощение приобретает всё более изощрённые формы и вариации.  

Однако это не повод сдаваться! Выход и иной путь есть всегда. Зачастую он виден невооружённым глазом, но люди до последнего стараются его не замечать. Достаточно просто оглянуться и посмотреть на СССР и другие социалистические проекты. Я не буду пытаться убедить вас в том, что Советский Союз – лучшая страна за всю историю, но именно эта страна стала примером альтернативы. Настоящей, реальной альтернативы. Самое главное для нас – не просто воспользоваться ей, но двинуться еще дальше, не вернуться к тому, что было, но показать, чего еще не было, раскрыв настоящий потенциал социалистической идеи.  

Реформы в миграционной политике и ужесточение контроля въезжающих на территорию Российской Федерации граждан другого государства могли бы уменьшить количество проблем с незарегистрированными мигрантами и, соответственно, с «трудовыми рабами». Необходимо усиление контроля правоохранительными органами за «профессиональными нищими» и осуждение по закону тех, кто стоит за этим грязным бизнесом. Необходимы независимые профсоюзы, которые всерьез занимались бы делами трудящихся, помогали бы им бороться с несправедливостью и бесчинствами работодателей. Трансформация системы, – пускай медленно, но верно, – непременно приведёт к положительным результатам.  

ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 

Константин Волков. Почему проблема торговли людьми и эксплуатации человека остается острой?

Александр Коц. Дмитрий Стешин. Русские рабы XXI века. 

Елена Тюрюканова, Торговля людьми в Российской Федерации. Обзор и анализ текущей ситуации по проблеме, МОМ, УНП ООН и др., 2006.

Сергей Рязанцев, Торговля людьми с целью трудовой эксплуатации и, 2013. — незаконная трудовая миграция в Российской Федерации: формы, тенденции, противодействие 

О.С. Рудик. Торговля людьми в Российской Федерации

Али Феруз. «Хозяин сказал: если позвоню в скорую, мне эту руку отрежут»

Материал подготовила Екатерина Куфтина 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *