За последние годы утверждение о перенаселении планеты, необходимости контроля рождаемости и добровольном отказе от создания семей всё чаще звучат из уст либеральной общественности. Ещё десять лет назад человек, объявивший своему окружению о решении не заводить детей, столкнулся бы с непониманием, косыми взглядами и критикой. Сегодня же дела обстоят с точностью наоборот: стоит только проговориться о желании стать родителем, как почти сразу со всех сторон польётся осуждение, высмеивание и неуместные комментарии со стороны «прогрессивной молодёжи».
Во все времена находились те, кто добровольно или вынуждено отказывали себе в возможности иметь семью и детей. К первым зачастую относились люди, которые считали своим долгом посвятить жизнь вере, науке или искусству, – вспомним Платона, Леонардо Да Винчи, Ньютона или Ницше. Ко второй же категории причислялись несчастные, что по каким-либо причинам не могли жениться и обзавестись потомством. Бездетность была явлением удивительным и крайне редким.
История феномена
Массовости отказ от деторождения не приобретал вплоть до 1970-х годов XX века: именно в ту пору в США возникло понятие «чайлдфри» (англ. childfree — свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный [1]), использующееся для обозначения людей детородного возраста, которые намеренно отказываются от собственной репродуктивной функции. Из частного случая феномен чайлдфри превратился в настоящую идеологию, объединяющую людей разного возраста и мировоззрения в одном – в желании не заводить ребёнка.
Изначально феномен чайлдфри был обнаружен исследователями в экономически благополучных странах: именно в них число граждан, что отказывались от возможности обзавестись потомством и в ряде случаев прибегали к добровольной стерилизации или вазектомии, со временем увеличивалось.
Многие исследователи сходятся в одном: осознанное решение не иметь детей является отклонением от нормы, которое противоречит не только устоявшейся модели семейных отношений, но и самой природе людей. Человек, как существо не только социальное, но и биологическое, так же стремится продолжить род и обеспечить стабильность популяции.
В опросе, проведённом в 2007 г., только 41 % взрослых американцев заявили, что дети были очень важны для успешного брака, по сравнению с 65 % в 1990 г., и это не только американская тенденция. Стремительному распространению идеологии отказа от деторождения способствовала деятельность Дж. Мур, Л. Чанси, Дж. Э. Виверс и др. [2]
Дж. Э. Виверс выделяет несколько основных категорий чайлдфри:
— «реджекторы» (те, кто испытывает отвращение к детям и самому процессу деторождения);
— «аффексьонадо» (те, кто находит в праздном образе жизни бо́льший смысл, чем в создании семьи и продолжении рода; инфантильные и непостоянные личности);
— «постоянные откладыватели» (те, кто отдаляют время возможного родительства, откладывают «на лучшие времена»);
— «волнообразные отказники» (те, кто не имеет чёткого ответа на вопрос о ребёнке; такие люди переменчивы и в разные периоды жизни демонстрируют различное отношение к деторождению).
Чайлдфри в России
В Россию идеология отказа от деторождения пришла в начале XXI века, но популярность обрела только 5–10 лет назад. У демографов, психологов и социологов это вызывает не только научный интерес, но и тревогу: демографическая яма, в которую наша страна провалилась в 90-е, до сих пор является масштабной проблемой, и даже государственная политика поддержки молодых семей не может в должной мере помочь справиться с выходящей из-под контроля ситуацией. Опросы демонстрируют, что бо́льшая часть граждан России воспринимают попытки государства поспособствовать развитию института брака и семьи как нечто абстрактное, не оказывающее влияния и никак не затрагивающих их лично. Многие отмечают, что поддержка молодых пар слишком незначительна и необходимо приложить больше усилий. [3]
Педалирование темы чайлдфри, как считают некоторые социологи, стало следствием практически полного уничтожения морально-нравственного регулирования общества (последствия 90-х годов), негативной дезинтеграции личности, популяризации сексуальных девиаций и гендерного плюрализма.
Сторонниками идеологии отказа от деторождения в нашей стране являются преимущественно молодые люди, придерживающиеся либеральных взглядов, поддерживающие феминизм, ЛГБТ-сообщество и т.д., склонные к отрицанию и неприятию религиозной и патриархальной концепции мира. Они предпочитают жить ради собственных удовольствий, проповедают гедонизм, индивидуализм и эгоцентризм [4].
Самыми частыми причинами решения не размножаться молодые люди, являющиеся приверженцами идеологии чайлдфри, выделяют: огромную погружённость в воспитание ребёнка, которое накладывает массу ограничений и проблем; беременность, что сильно бьёт по внешности и привносит в привычный уклад неприятные вещи вроде токсикоза, лишнего веса, резких перепадов настроения; нежелание подчиняться системе и попытка показать общественности, что стандартный сценарий развития человеческой жизни – учёба, работа, семья, дети, – не может быть единственно верным; экономические – сомнения насчёт финансовых возможностей для достойного содержания собственного потомства.
И хотя в привычном понимании сторонниками идеологии чайлдфри в основном являются высокообразованные члены общества, что не хотят жертвовать карьерой, свободой и комфортом ради деторождения, сейчас к чайлдфри себя причисляют в основном граждане без среднего или высшего профессионального образования. В эпоху интернета это особенно заметно.
Позиционировать себя как чайлдфри в наши дни стало крайне популярно. Большую роль в этом сыграли социальные сети. Думаю, каждый хоть раз натыкался на ролики или посты в YouTube, Instagram или Twitter, которые намеренно показывают желающих обзавестись семьёй с невыгодного ракурса и превозносят отказавшихся от деторождения людей как нечто правильное и единственно верное.
Активное продвижение идеологии чайлдфри с помощью блогеров и других «лидеров мнений» даёт свои плоды: с каждым годом всё больше молодых людей, следуя моде и опасаясь показаться несовременными в глазах сверстников, примыкают к сообществу решивших отринуть репродуктивную функцию. Да, всё это можно назвать подростковыми играми и сказать, что со временем подобное пройдёт. Но сам факт того, что чайлдфри пропагандируется среди населения столь широко, вызывает волнение.
Чайлдфри и чайлдхэйт
Интересно, что понятие «чайлдфри» часто идёт бок о бок с «чайлдхэйтом» («детоненавистничеством»). Стоит только зайти в популярные группы Вконтакте, как в глаза сразу бросятся негативные, приправленные матом комментарии. Чаще всего они направлены против вызывающего, по мнению пользователей, поведения каких-то конкретных людей, которых принято называть уничижительно-пренебрежительными выражениями «яжмать» или «яжотец».
Причин деградации чайлдфри в чайлдхэйтеров много. Они весьма разнообразны: психологическая травма, социофобия, нарциссизм, незрелость или банальное желание выплеснуть накопившийся гнев на тех, кто не сможет за себя постоять, то есть на детей и матерей.
Вот, например, ситуация: женщина написала автору поста записку, в которой довольно жёсткой форме попросила не ставить машину в определённое место, т.к. у женщины болеет ребёнок и ей тяжело даётся перемещение малыша к собственному авто, если то размещено в другом месте.
В комментариях к этому посту тут же полились потоки желчи. Безусловно, у женщины не было никакого права требовать у другого человека парковаться в конкретном месте и уж тем более срубать деревья. Мы даже не знаем, действительно ли есть у неё ребёнок. Но это вопрос морали: можно постараться спокойно обо всём договориться, понять войти в положение друг друга и урегулировать конфликт. Однако автор поста решает поступить по-другому: она просто публикует фотографию гневного послания в тематическую группу на потеху публике, чтобы дать людям повод выместить ненависть. Впрочем, разве может быть иначе в обществе, когда свой собственный комфорт всегда ставится превыше остального, когда принято закрывать глаза на чужое недовольство и неудобство, о совести и морали вспоминать не принято.
Занятно, что переросшие в чайлдхэйтеров чайлдфри часто с осуждением относятся к гражданам, решившим завести детей. Самой очевидной претензией к будущим родителям, особенно молодым, является денежная сторона вопроса. И здесь два варианта: либо апелляция к «повальной бедности» среди населения, либо же укор из-за желания «нажиться на ребёнке» за счёт материнского капитала. В этом есть доля истины, ведь бывают и случаи, когда люди действительно намереваются рожать детей в неподобающих условиях и только ради того, чтобы получить государственные деньги. Но это лишь малая часть. Преувеличивать масштабы проблемы, как и присваивать их исключительно России – показатель незрелого, ограниченного рамками своего узколобия человека.
Выводы
Инфантилизм и нежелание брать на себя ответственность – характерная черта современного общества. И именно она в большинстве своём заставляет молодых людей испытывать отвращение к самому понятию семьи. Сейчас совершенно другое время: раньше дети с малых лет знали такое, о чём в наше время знает далеко не каждый взрослый. Однако трудности закаляют характер, дают повод для активной мозговой деятельности, делают из человеческого существа настоящего человека, помогают стать мудрее и компетентнее. Сейчас, когда мир удобен, безопасен и практически лишён трудностей, людям нет резона взрослеть, выходить из «подросткового» возраста, который у отдельных персон продолжается до самой старости, брать на себя обязанности и идти на риски. Жизнь в мире розовых облаков и воздушных замков, в тепличных условиях и под постоянной опекой лишает персону смысла развиваться и быть самодостаточной личностью.
Чайлдфри – закономерное явление века победившего гедонизма и навязанных потребительских стандартов. Разве может в картину вечного праздника и веселья вписаться требующий внимания, времени и весьма тяжёлого труда кричащий младенец? Не думаю.
Список литературы \ References
- [1] Определение чайлдфри, Википедия;
- [2] Феномен чайлдфри: макросоциологический анализ, Большунова Т. В., 2018;
- [3] Андрющенко Я. Влияние материальных условий жизни на рождаемость и проблемы демографической политики // Демографические исследования, 2010. № 6;
- [4] Полутова, М. А. Ценностные и мотивационные установки сообщества «чайлдфри» с позиций постмодернизма / М. А. Полутова, О. О. Жанбаз // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2015. − № 1 (116). − С. 89-100.
Материал подготовила Екатерина Куфтина