Стиль жизни

Интервью. В полете за мечтой 

Для кого-то самолет – это просто вид транспорта, помогающий переместиться  из точки А в точку В. Кто-то склонен романтизировать все, что связано с авиацией. Кто-то испытывает чувство невыносимого ужаса от одной только мысли о полете. Но какого это – быть тем, кто сопровождает самых разных людей на всех этапах перелета? Сегодня мы поговорим с Кристиной Варфоломеевой – бортпроводником авиакомпании «Победа». Она расскажет об особенностях своей профессии, радостях и трудностях работы.  

Newsforward: Что послужило причиной твоего желания связать свою профессиональную деятельность с авиацией? 

Кристина В.: Всегда мечтала, что вырасту, стану взрослой тетей и выберу себе неординарную профессию. Работа в авиации мне видится именно такой. Она охватывает различные сферы жизни: психологию, медицину, сервис. Все эти дисциплины мы проходим во время обучения.

Я не была фанатом авиационной романтики. Я осознавала, что работа будет тяжелой. И я не та девочка, которая пришла в авиацию, мечтая выйти замуж за пилота. Так почему же авиация? Мой ответ: я хотела интересную и насыщенную жизнь. Я хотела изменить свою жизнь по щелчку пальцев, и эта сфера помогла мне это сделать. Сначала было непросто привыкнуть к тому, что ты вынужден все время сидеть на чемодане. Но сейчас мне нравится такой ритм жизни. Я за впечатления.  

Newsforward: Из твоего ответа у меня рождается несколько вопросов, которые хотелось бы задать. Начну с одного из них. Опиши, как проходит рабочий день стюардессы, как строится твой график? 

Кристина В.: Мой рабочий день зависит от того, во сколько у меня явка. У нас же ненормированный график. Явка может быть в пять утра, ранний вылет. Тогда я просыпаюсь в три ночи, начинаю собираться. Либо же рейс может быть ночным, и у меня явка в час-два ночи.

Стандартный рабочий день: явка утром и возвращение домой вечером. Но такое бывает редко! Явка у меня за полтора часа до вылета. Я приезжаю в аэропорт, прохожу досмотр, прохожу летного врача. Потом начинается брифинг. Брифинг – это проверка теоретических знаний, которая проходит у нас перед каждым рейсом. Эти знания охватывают аварийно-спасательную подготовку, медицину, ну и наши основные рабочие позиции. Также у нас существует список часто задаваемых вопросов, ответы на которые мы обязательно должны знать.  

Newsforward: Какие вопросы ты чаще всего слышишь от пассажиров? Что волнует людей во время полета? 

Кристина В.: «Почему нельзя пересесть?». Ну, потому, что это наша зарплата. У нас отсутствуют продажи, которые есть, например, в «Аэрофлоте». Наши продажи осуществляются за счет сидений. На стойке регистрации места распределяются рандомно. Если человек хочет конкретное место, он может приобрести свое кресло за дополнительную плату. «Почему не откидываются спинки кресел?». Многим людям некомфортно, когда на них окидываются спинки впередистоящих сидений. «Почему нет соков, кофе, алкоголя?». У нас нет дополнительных продаж еды и напитков, так как «Победа» — это компания лоукостер.  

Newsforward: Расскажи, с чего ты начинала поиск информации о возможности пройти обучение? Чем был продиктован выбор компании «Победа»? 

Кристина В.: Так как у меня отсутствовал опыт и осведомленность в теме авиации и авиакомпаний, я рассматривала всего три варианта: «Аэрофлот», «Победа» и «S7». «Победа» — это дочка «Аэрофлота». Эта компания понравилась мне тем, что она молодая, ей исполнилось всего семь лет. Позиционирует себя как быстроразвивающаяся компания России. У нас новейшие самолеты, им не более четырех лет. Молодой коллектив, от 18 до 30 лет, сотрудники старше 30 встречаются крайне редко. Соответственно, легко найти общий язык, чувствуешь себя на одной волне со всеми. Это очень клево!

Еще один важный плюс – быстрое обучение. В то время как в «Аэрофлоте» я бы училась три месяца, и мне бы выплачивали небольшую стипендию, в «Победе» обучение заняло полтора месяца, и стипендия была значительно выше. Также мне нравится наша форма, ее цветовая гамма, то, как она на мне смотрится. Быстрый карьерный рост. У нас ребята идут на старших бортпроводников, как только они налетают 200 часов. В других авиакомпаниях надо проработать от полугода до года, чтобы тебя повысили до старшего. А 200 часов можно налетать плюс-минус за два с лишним месяца. Если был какой-либо опыт работы в сервисе, повысить могут еще раньше. А еще для всех сотрудников есть большие скидки на авиабилеты, до 90%, что тоже является огромным плюсом.  

Newsforward: Что представляет собой программа обучения твоей профессии? Как проходила подготовка к предстоящей работе? 

Кристина В.: Обучение чем-то похоже на универ. Ты приходишь, сидишь пары. Педагоги, которые являются сотрудниками компании, преподают самые разные предметы. Например, авиационную безопасность, охрану труда, сервисное общение, работу с маломобильными клиентами, конструкцию воздушного судна.

Мы учились 5/2 с 9 утра до 5:30 вечера, и 40-60 минут нам давали на обед. Зачеты и экзамены у нас были очень часто. Чуть ли не каждый день. Потому что обучение очень интенсивное, всего 1,5 месяца. Были пары, была практика.

На практике у нас была аварийно-спасательная подготовка, мы ездили в специальный учебный центр. Там был макет самолета. Мы учились открывать и закрывать двери, эвакуировать пострадавших людей. Еще, в специальной дымозащитной экипировке искали в дыму игрушку, которая играла роль потерявшегося ребенка. То есть, учили порядок действий в критических ситуациях. Потом у нас был тренинг по водно-спасательной подготовке, который проходил в бассейне. Также мы учились тушить пожар. Нам врубали настоящий огонь, который мы должны были потушить тряпкой. Некоторые очень боялись этого. Но я, когда боюсь, всегда иду самая первая. Как говорится, глаза боятся, руки делают. Осознаю, что, если не сделаю сейчас, не сделаю никогда.

В последние дни обучения у нас проходила тренировка по демонстрации аварийно-спасательного оборудования. Это те действия, которые бортпроводники показывают пассажирам перед каждым рейсом. Также в эти же дни мы с нашей группой разыгрывали ситуации по сервисному общению. Например, кому-то стало плохо, кто-то сел не на свое место, у кого-то голова заболела. Все это проходило под присмотром педагогов, которые помогали нам и подсказывали, как себя вести.  

Newsforward: Ты высказала очень интересную мысль по поводу своего отношения к страху. Расскажи, было ли тебе страшно или тревожно во время твоего первого полета в должности бортпроводника? Какие эмоции ты испытала, оправдались ли твои ожидания?  

Кристина В.: У меня абсолютно не было ожиданий. До начала работы я не летала ни разу в жизни. Когда люди узнавали, что я иду работать в авиацию, они спрашивали: «Ты нормальная вообще?». Я отвечала: «Да, нормальная». «Ты же не летала, ты не знаешь, как твой организм может себя повести» — говорили мне. И были правы. Потому что от нас не зависит то, как организм может отреагировать на перелеты. Некоторые девушки, с которыми я работала, жаловались на ужасную боль в ушах. Но у меня ничего такого не было. А ведь могло бы быть. Но я бесстрашная, мне кажется, я вообще ничего не боюсь.

Мой первый в жизни полет я, наверное, специально оттягивала, чтобы совершить его в кабине пилотов. Там же обзор круче! Когда мы начали взлетать, разгоняться, я почувствовала невероятный кайф. Ой, мне тогда очень понравилось, это было незабываемо. Эмоции били через край, я чуть не плакала. Мы взлетаем, я вижу Москву внизу. Мы все выше, выше, поднялись над облаками, и стало видно яркое солнце. Был конец октября, Москва была какая-то туманная, дождь пошел, а тут солнце! Пилоты аж начали закрываться документами. Тогда мы летели в Нальчик, и я впервые в жизни увидела Эверест. Я до сих пор не осознаю, что все это происходит на самом деле. Вид из иллюминатора мною воспринимается как картинка какая-то, живые обои на Samsung. У меня каждый раз удивление! 

Newsforward: Вопрос в стиле блица. Можешь назвать три плюса и три минуса своей профессии, которые ты могла бы выделить для себя? 

Кристина В.: Давай попробуем. Из плюсов: командировки, возможность побывать в разных городах, увидеть много достопримечательностей, познакомиться с другими культурами. Мы же и в Уфу летаем, и в Иркутск, и в Улан-Удэ. Это настолько интересно! Огромный плюс – возможность посмотреть мир, тем более, с большими скидками на авиабилеты.

Эта работа не особо сложная. Я не испытываю усталости, больших трудностей нет. Мне не надо тягать тяжелые грузы, зашиваться на каком-нибудь предприятии, нет офисной суеты. Еще один плюс моей работы – разнообразие, легкость. Работа ответственная? Максимально ответственная, но она вообще не сложная.

Следующий плюс для меня, как для человека, который скорее экстраверт, чем интроверт, возможность общаться с различными людьми. Экипаж у нас каждый раз меняется. Ты работаешь не в сформированном коллективе, зная, что Ленка – дура, а Лёлик – молодец, а каждый раз видишь новых людей, новые лица. Хоть сейчас за масками ты никого не узнаешь, тем не менее, у всех свои амбиции, свои стремления. Общение расширяет кругозор, повышает эрудированность. Это эмоции, это новая информация. Все настолько разные, интересно находить свой подход к каждому. Благодаря этому сама развиваешься, учишься лучше понимать себя. Узнаешь себя через знакомство с другими людьми.  

Теперь о минусах. Ненормированный рабочий график. В какой-то степени это плюс, это интересно. Но, с другой стороны, это минус потому, что я не могу с точностью запланировать что-то дальше, чем на два месяца вперед.

Работа сказывается на здоровье. У меня периодически появляется тяжесть в спине. Казалось бы, мелочь. Мы проходим врачебно-летную экспертную комиссию, нас допускают к полетам, значит, мы здоровы. Но все равно, ты работаешь на ногах, закрываешь тяжелые полки.

Очень выматывают ночные рейсы. За этим идет следующий минус – мало времени на хобби. Я не могу пойти на танцы, не могу порисовать. Потому что либо настроение уже не то, либо я уставшая. Может, я пока не научилась жить в таком ритме, я же летаю всего четыре месяца. Еще не привыкла.  

Newsforward: Выходит, что «Первым делом – самолеты»? Много ли времени остается на досуг? Есть ли какие-то увлечения, помимо твоей основной деятельности? 

Кристина В.: «Первым делом – самолеты, ну а девушки потом»… Да, на личную жизнь времени не хватает. Как познакомится с кем-то вживую, если ты никуда не ходишь? Концерты, стендапы, выступления, театры, и так далее… Все эти штуки происходят, а у меня не остается на них времени. Либо же я предпочитаю оставаться дома, рисовать, читать книжки, гулять с друзьями. Так что да, первым делом – самолеты, ты живешь своей профессией.  

Материал подготовила Анастасия Шеина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *