Яркие баннеры, ролики на YouTube – сложно представить, что когда-то человечество не знало о рекламе. В те времена люди покупали скот, продукты питания и одежду на ярмарках без помощи всяких объявлений! Как реклама стала неотъемлемой частью жизни современного человека и кто стоял за этим «открытием»?
Полиграфия Гутенберга

Именно с этим именем связано появление первого печатного станка в середине 1440-х годов. Первая реклама появилась чуть позже – в 1472 году в одной из Лондонских церквей дали объявление о продаже молитвенников. Это стало отправной точкой использования печатной рекламы, которая стала распространяться дальше, достигнув Франции и Германии.
Следующим шагом на пути к современному маркетингу стала реклама издания «Публичный рекламист» в Англии. Сегодня реклама шоколада, чая или кофе – кажется обычным делом. Но пару столетий назад никто и представить не мог, что таким образом можно предложить свой товар покупателям. Созданием первой такой рекламы занимался знаменитый автор детективных романов – Эдгар По. Он также станет первым, кто создаст для рекламы отдельную рубрику на страницах печатного издания.

Развитие рекламы в США ассоциируется с именем Бенджамина Франклина, создавшего в 1729 году «Пенсильванскую газету», которая печатала рекордное количество рекламы для того времени.

От слов к фото
В 1839 году на страницах американских журналов впервые появилось фото товаров, которые предлагались для покупателей. Какой товар первым прорекламировали подобным образом: книги, марки? Нет. Это были кукурузные хлопья «ToastedCornFlakes»: реклама вызвала огромную заинтересованность и доверие к продукту.

Если до начала XIX в. роль рекламы заключалась в сообщении какой-либо информации об интересном событии, новинках в сфере услуг и товаров, то в начале XX в. она уже превращается в мощную индустрию.
Реклама на ТВ

С течением времени рекламы становилось все больше и больше. Первый 10-секундный ролик был показан по телевизору в 1941 году. Это была примитивная черно-белая реклама часов Bulova. Конечно, до того момента, как реклама начнет выходить в привычном для телезрителя виде, было еще далеко. Но первые шаги навстречу будущему были сделаны!

Эволюция без революции: новые форматы
Распространение интернета спровоцировало появление новых форматов рекламы, в том числе и нативной. Это реклама, которая не особо выделяется на фоне основного контента: продвижение продукта чаще всего органично сочетается с полезной для пользователя информацией, которой может быть даже больше, чем непосредственно продвижения. Публикации в газетах и журналах перешли в онлайн, и их дополняют теперь посты в блогах и соцсетях. Прямая реклама на телевидении дополнилась форматом обзоров в видеоблогах. Подход к созданию тоже претерпел изменения: сегодня спонсоры стараются сделать рекламу, подходящую под интересы аудитории площадки размещения. Это делает рекламу более персонифицированной, то есть специально адаптированной под определенные группы пользователей. Это все говорит о большой значимости маркетинга!

Создатель первого рекламного агентства в России Людвиг Метцель сказал, что реклама – двигатель прогресса. Сложно не согласиться с этим утверждением, и состояние рекламной индустрии сегодня – прямое тому подтверждение.
Материал подготовила Дарья Агапова