Кино

Тайный мир Хаяо Миядзаки и его мультфильмы 

Хаяо Миядзаки – известный японский аниматор, режиссер, сценарист, продюсер и просто объект поклонения современных зрителей классической анимации. Критики не устают аплодировать таланту создателя, журналисты отмечают глубочайший гуманизм произведений Хаяо, а зрители охотно идут в кино за каждым новым анимационным фильмом. 

Для поклонников японского режиссера-мультипликатора Хаяо Миядзаки каждый фильм, который он создает, является одновременно и входом в новый фантастический мир, и возвращением в знакомую вселенную. Его одиннадцать художественных фильмов, в том числе мировые хиты, такие как «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононокэ» и «Унесенные призраками», переопределили анимацию и принесли японское аниме основной аудитории в Америке. 

Миядзаки считается Уолтом Диснеем Востока. Хотя методы производства его фильмов очень похожи на диснеевские, но дискурс содержания совершенно иной. В широком смысле Миядзаки считается режиссером-востоковедом с иным отношением к мифологической трактовке, природе, промышленному развитию и т.д.

Биография 

— Хаяо родился 5 января 1941 года в районе Бункё, расположенном в столице Японии Токио. Из четырех детей, родившихся у его отца Кацудзи Миядзаки, авиационного инженера, Хаяо был вторым. 

— Япония сильно пострадала от Второй мировой войны, когда Хаяо был еще младенцем. Его семья переехала в город Уцуномия из-за небезопасной ситуации в столице. 

— Миядзаки начал свое начальное образование в учреждении в городе Уцуномия, затем перешел в другие школы, такие как «Начальная школа Эйфуку» и «Средняя школа Омия». 

— С самого раннего возраста Хаяо интересовался «мангой», японским стилем комиксов. Он начал читать эти книги в детстве и даже мечтал когда-нибудь написать произведение такого же рода. 

— Во время учебы в «Toyotama High School» Миядзаки случайно посмотрел анимационный фильм «Сказки о белом змее» и был по-настоящему очарован актрисой, сыгравшей главную роль и фильм в целом. 

— Миядзаки перешел в «Университет Гакусюин», расположенный в Токио, где он начал изучать высшее образование. Он получил степень бакалавра в области экономики и политологии в 1963 году.

Кино 

— Молодой человек начал преследовать свою мечту, сделать карьеру в анимации, в 1963 году, когда он присоединился к японскому анимационному гиганту «Toei Animation Pvt Ltd». Во время своего пребывания здесь Миядзаки начал работать над такими проектами, как «Мальчик-волк» и «Верные слуги-псы». 

Аниматор заслужил похвалы работников «Toei» после того, как улучшил сценарий их проекта «Космические путешествия Гулливера» и добился успеха в достижении убедительного конца своей истории. 

Миядзаки получил возможность работать над анимационным проектом 1968 года «Принц Севера», для которого он исполнил роль главного аниматора и сценографа. Уже в следующем году он работал над анимационным проектом «Кот в сапогах». 

1971 год был одним из самых важных лет в карьере Хаяо. В этом году он перешел из «Toei» в анимационную фирму под названием «A Pro» и работал над «Али-баба и сорок разбойников», а также над «Остров сокровищ». 

Он даже работал над мультсериалом манги под названием «Люпин III» в 1971 году. 14 эпизодов этого мультсериала были срежиссированы самим Миядзаки. 

В течение остальной части 1970-х годов Хаяо работал над такими проектами, как «Большая панда и маленькая панда», «Хайди, девушка из Альп», а также «Будущий мальчик Конан» и «Анна из Зеленых Фронтонов». 

— В 1984 году вышел анимационный фильм «Навсикая долины ветров». Фильм был хорошо принят зрителями и критиками, поскольку он исследовал многие темы: проблемы окружающей среды, проявление феминизма. 

— Затем Хаяо работал над проектом «Небесный замок Лапута», который вышел в 1986 году. Затем он работал над такими проектами, как «Служба доставки Кики» и «Мой сосед Тоторо».

— Даже в 1990-х годах Хаяо загипнотизировал любителей манги своими работами. Его работы, такие как «Порко Россо» и «Принцесса Мононокэ», считались отклонением от его ранних работ и были высоко оценены всеми. 

— Хотя Миядзаки ушел на пенсию к концу десятилетия, он вернулся к режиссуре в 2004 году через фантастический фильм «Движущийся замок Воя». Эта икона анимации взяла на себя управление проектом после того, как его первоначальный режиссер Мамору Хосуда скончался. Фильм стал хорошо известной работой. 

 — После 3-летнего перерыва в кинопроизводстве Хаяо появился с проектом под названием «Рыбка Поньо на утёсе». Этот полнометражный фильм, который был выпущен в 2008 году, был хорошо принят и собрал около 200 миллионов долларов в прокате. 

— Этот культовый режиссер затем работал над сценарием фильма «Тайный мир Арриетти», который достиг зрителей в середине 2010 года. Он также работал сценаристом над фильмом под названием «Со склонов Кокурико», который вышел уже в следующем году. 

— Последним режиссерским предприятием Хаяо был фильм под названием «Ветер поднимается», который вышел в 2013 году. Фильм рассказывал о серии событий, произошедших во время Второй мировой войны.

Уникальность 

В раннем детстве он смог увидеть и прочувствовать трагические последствия атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. В более поздний период своей жизни, когда он стал дизайнером манги и режиссером фильма, он пытался определить и выразить причины такого рода несчастных случаев. Чтобы понять это, он углубился в проблему.  

Все его фильмы вращаются вокруг ключевых тем сосуществования и понимания «другого». Будь то природа и человек, мужчина и Бог, женщина и мужчина, мифология и история, реальное и абстрактное. В своих фильмах Миядзаки всегда подчеркивает важность так называемых устаревших сущностей.  

Интересно, что Махатма Ганди очень критично относился к кино и музыке. Индуистский фанатик убил его в 1948 году, всего через несколько лет после окончания Второй мировой войны. Его философия и действия были сосредоточены на мире, ненасилии и сосуществовании. Сварадж и Сатьяграха (самоуправление и настаивание на истине), ненасилие, сосуществование с природой были его ключевыми областями анализа и практики. Он был, в отличие от Миядзаки, ярым противником современных технологий и ценителем кустарной промышленности.  

Хотя Махатма Ганди и Миядзаки существуют в разных географических точках и в разное историческое время, но оба они слишком похожи в том, что касается критики современной цивилизации. Махатма Ганди своими политическими действиями и духовной мыслью и Хаяо Миядзаки своей режиссурой, производством и современными идеями пытались пролить свет на кризис нашей цивилизации. Философия и идеи Будды и современные демократические ценности свободы, равенства и братства являются общими руководящими силами для них обоих.

Материал подготовила Валерия Рублевская  

(В статье использованы материалы Р. П. Двиведи «Рассуждение о современной цивилизации: Кино Хаяо Миядзаки и Ганди», Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки».) 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *