«Культура — это сумма всех форм искусства, любви и мысли, которые на протяжении веков позволяли человеку быть менее порабощенным».
Андре Мальро
Культура – это невидимая нить, которая связывает людей вместе. Это своеобразная модель человеческой деятельности, включающая искусство, литературу, язык и религию общины.
Наши культурные ценности и убеждения проявляются в нашем образе жизни. Наши моральные ценности представляют нашу культуру. Важность культуры заключается в ее тесной связи с образом мышления и жизни. Различия в культурах привели к разнообразию людей из разных частей мира.
Культура связана с развитием нашего отношения. Наши культурные ценности влияют на то, как мы подходим к жизни. Согласно бихевиористскому определению культуры, это конечная система социального контроля, где люди следят за своими собственными стандартами и поведением. Наши культурные ценности служат основополагающими принципами нашей жизни. Они формируют наше мышление, поведение и личность.
Понятие «культура»
В просторечии слово «культура» означает вкус или утонченность. В антропологии слово охватывает все стороны нашей социальной жизни и постижения, включая наши знания, убеждения, кодексы и поведение, а также искусство. Более широкий антропологический смысл охватывает не только материальные виды деятельности, такие как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и изобретение машин, но и предполагает наличие духовной или эстетической сторон. Даже в удовлетворении своих основных потребностей человек ищет эстетику, какое-то возвышение от основного или обыденного.
Тейлор говорит, что культура — это «то сложное целое, которое включает в себя знания, веру, искусство, мораль, закон, обычаи и другие способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества. Макивер считает, что «культура является полным социальным наследием» человека.
Если изучать различные социальные системы, то можно отметить, что социальная жизнь в одном обществе сильно отличается от жизни в другом. Это различие заключается не только в простом биологическом оборудовании определенных людей, но и в общении, ценностях и нормах.
Инновация, представляющая собой сложный процесс открытия, изменения и изобретения, – главный активатор в культуре. Для социологов инновации не обязательно относятся к машинам и механическим вещам. Инновация начинается с изобретения, которое представляет собой любую перестройку существующих культурных знаний и мышления для производства чего-либо нового.
Таким образом, изобретение будет шагом вперед по сравнению с существующими знаниями. Чем выше существующие знания, тем выше будет культурная ценность изобретений. С каждым новым изобретением, как использование меди, бронзы, а затем и железа, база культуры расширяется, что приводит к возможностям дальнейшего развития культурных элементов.
В последнее время рост культуры был быстрым. Особенно из-за того, что общества смогли расширить свои культурные достижения на благо других, и это помогло человеческому обществу в целом.
Распространение культуры
Когда какое-либо общество заимствует культурные элементы из другого общества и позволяет этим элементам обусловливать свои собственные коренные элементы. Происходит распространение культуры. Диффузию следует отличать от цивилизационных процессов. Если высокоразвитая культура входит в первобытное общество и обусловливает его, ее не будут называть диффузией.
Чтобы эта культура была рассеяна, мы представим существование двух различных культур, которые достаточно долго существовали в двух разных обществах и обусловили их соответствующий образ жизни. Распространение культуры расширяет культурную базу обществ, и темпы роста культуры становятся значительно высокими.
Однако расширение культурной базы общества не происходит незапланированным образом. Требования существующего уровня развития определяют пути расширения. Некоторые авторы утверждают, что культура играет направленную роль.
По их мнению, не только технология общества влияет на его культуру, но и культура, в свою очередь, влияет на технологию. Экономические, политические и культурные процессы носят циклический характер, они следуют повторяющейся схеме, не обладая определенной периодичностью в последовательности своих этапов.
Согласно Макиверу, хотя социальные изменения не являются строго циклическими, в них есть ритм, неявный. Культурная жизнь выбирает между выражением в оценке и стилем и потенциальностью такого выражения. В свободных странах эти изменения происходят между ортодоксальностью и терпимостью, а также между аскетизмом и либерантарианством.
Современная «материальная» культура
Огборн объясняет в своей книге о социальных изменениях разницу между «материальной» и «нематериальной» культурой. Культура соотносится с ценностями, нормами, установками и убеждениями, доступными в обществе, и было бы неправильно использовать этот термин в отношении таких материальных объектов, как здание, автомобиль или ракета.
Таким образом, под термином «материальная культура» подразумевается также определенное влияние культуры на материальные объекты, которые ею производятся. Обучение и передовые знания помогают совершенствовать инструменты, и это само по себе приносит продукты, которые имеют в себе отчетливый отпечаток культуры. Поэтому общества различаются не только по языку, обычаям и правилам поведения, но и различаются также уровнем технологического развития и материальными благами, которые производятся по такой технологии.
Огборн предполагает, что скорость материальных изобретений увеличивается с течением времени, но скорость нематериального прогресса не проявляется соответствующим образом. Согласно Огборну, материальная и нематериальная культура меняются по-разному. Поскольку материальная культура имеет определенный стандарт эффективности и положительную направленную роль, ее прогресс может быть измерен.
Можно измерить прогресс, достигнутый в моделях автомобилей и самолетов, и их соответствующую полезность. Однако в случае нематериальной культуры нет такого критерия, с помощью которого можно было бы измерить, и нельзя с определенностью сказать, продвинулись ли мы в области религиозной, правительственной, административной или художественной деятельности. Материальная культура, следовательно, может изменяться быстрее, чем нематериальная.
Использование радио, телевидения, компьютера и других подобных устройств в настоящее время может быть актуальным среди многих народов мира, но нельзя утверждать, что все соответствующие общества культурно развиты в своих ценностях, нормах и убеждениях. Эта разница между темпами развития материальной и нематериальной культуры называется Огборном «культурным отставанием».
Культурное отставание может быть определено как время, затраченное между появлением нового материального изобретения и правильной адаптацией общества к такой высокой технологии в области нематериальной культуры. Это провал корректировки с помощью передовых технологий.
Макивер предпочитает использование термина «технологическое отставание» термину, придуманному Огборном, поскольку, по его словам, в технологическом процессе не удается поддерживать высокую степень эффективности, необходимую для его гармоничного взаимодействия с остальными элементами культуры. Некоторые другие авторы не приняли бы термин «культурное отставание», потому что они не могут согласиться с тем, что материальная культура стоит на первом месте, а нематериальная культура следует. Напротив, утверждают они, материальные достижения являются продуктом повышения уровня нематериальной культуры.
Опять же, культурное отставание — это не просто субъективное явление. На самом деле, существует множество доказательств того, что материальная культура не всегда меняется быстрее, чем нематериальная культура, и что ее нематериальная сторона иногда подавляет прогресс материальной культуры.
Материал подготовила Валерия Рублевская
(В статье использованы материалы Э.Б. Тейлора «Наука о культуре», Р. М. Макивера «Современное государство», У. Огборна «Социальные изменения»)