Константин Богомолов один из самых эпатажных и неоднозначных режиссеров России, яркий представитель современного театра и причина споров в театральных кругах.
Он окончил в 2003 году мастерскую Гончарова (ГИТИС) и начинает свою режиссерскую карьеру.
25 декабря 2020 года на сцене Барвиха Luxary Village состоялась премьера уже 21 спектакля Богомолова, как профессионального режиссера и первая, как художественного руководителя Театра на Малой Бронной.
«Бесы Достоевского» — оригинальная попытка совместить русскую классику, сатиру и злободневные темы. Смелый и необычный, в богомоловском стиле, но все еще индивидуальный спектакль дает зрителю прочувствовать все проблемы и конфликты героев Достоевского без препятствия в виде быта 19 века. Спектакль идет по сей день, но на сцене Дворца на Яузе в связи с ремонтом основного здания театра.
Очевидно, Богомолов ставил перед собой несколько задач:
- сохранить лейтмотивы романа Достоевского, но при этом создать нечто новое и более понятное;
- указать публике на то, что они сидят перед зеркалом, а все происходящее на сцене – наша действительность;
- и как считаю я, еще одной целью режиссера было создать видимость дешевого шоу, ради высмеивания аудитории идущей за «именем» или «брендом».
Вопрос, справился ли Константин Юрьевич с первым пунктом, не имеет однозначного ответа. В «Бесах Достоевского» так же как и в оригинальном романе поднимаются вопрос терроризма, проблема свободы и вседозволенности, и даже конфликт отцов и детей присутствует на сцене. Но зрителю более склонному к классическому, чем к современному театру будет сложно разглядеть эти извечные вопросы за элементами шоу, плоским юмором и эпатажем, присутствующими в спектакле с целью высмеять элитарность искусства, людей, идущих в театр не из интересно, а потому что модно.
Подбор труппы может показаться странным, в особенности решение о исполнителях главной роли.
Николая Ставрогина в двух составах играют женщины – Александра Ребенок и Елена Морозова. Главную мужскую роль проживает женщина потому что, во-первых, так персонажа на сцене можно спасти от сравнения с его прототипом в книге. Во-вторых, я думаю, Богомолов, перенося события полуторовековой давности в современное пространство, напоминает зрителю о том, как изменилась роль женщины в обществе.
Еще одной особенностью актерской игры в данной работе является манера речи, реплики произносятся холодно, монотонно и безынтонационно. Кому-то такой стиль успел полюбиться после «Хорошего человека», где так же играл Ефремов-младший, в новом же спектакле он предстает в роли Верховенского.
Действующие лица и исполнители театральной постановки:
- Ставрогин : А.Ребенок, Е.Морозова
- Верховенский: И.Миркурбанов, Н.Ефремов, К.Богомолов
- Кириллов: Д.Куличков
- Шатов: А.Яцко
- Варвара: А.Виноградова
- Хромоножка: М.Шумаекова
- Бунин: И.Миркурбанов, Н.Ефремов, К.Богомолов
Легко заметить, что Бунина и Верховенского независимо от состава играет один человек, именно эти роли выучил сам режиссер, что не является чем-то необычным, но все же точного объяснения такому ходу у меня не нашлось.
Режиссёр очень грамотно подобрал не только артистов и работников художественно-постановочной части, но и звукооформление.
Антон Фешин (звукорежиссер спектакля) подобрал треки самых оппозиционных групп нескольких эпох. IC3PEAK и Кино не раз прозвучат в «Бесах».
Полный симбиоз музыки и сценографии. Они дополняют друг друга. Так на каждом «занавесе» звучит смех из «Арлекино» Аллы Пугачевой, параллельно с этим рабочие сцены, как бы поправляя занавес, пускают по нему волны, что создает ощущение того, что Богиня смерти и разрушения смеется над каждым из нас.
Работа звукорежиссера так же помогает Константину Богомолову вставлять не самые остроумные шутки, напоминающие скорее КВН, чем спектакль: Хромоножка выходит на сцену и исполняет стихотворение Марины Цветаевой «я тебя отвоюю…» наложенное на музыку. Почему именно это стихотворение? Из-за фразы « Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой…». Этот ход создает впечатление, что мы смотрим не постановку «великой классики», а какое-то второсортное одноразовое шоу.
«Бесы Достоевского» хороший пример современного театра. Его главная задача поместить проблемы классики в современные реалии, но сохранить лейтмотив произведения, особенности каждого героя, атмосферу обстановки.
Материал подготовила Алена Слухинская