Планета вращается, мир развивается. Процесс эволюции отражается в различных сферах человеческой деятельности, и образование, безусловно, не является исключением. Современные тенденции в развивающемся мире, вероятно, приведут к изменениям в процессах обучения в университетах.
Мониторинг различной университетской статистики является неотъемлемой частью построения данных. Они могут быть потенциально плодотворными, чтобы идти в ногу с текущими тенденциями. Кроме того, эта информация может быть преобразована в эффективные университетские стратегии, которые достойно реагируют на современные нужды и требования рынка труда.
Факторы, определяющие развитие
Сфера высшего образования — одна из важнейших сфер государственной политики. Перед высшим образованием ставятся новые серьезные задачи в рамках современных реалий. Большие надежды возлагаются на высшее образование, считающее его важным направлением для инвестиций.
Чтобы понять структуру и движущие силы современного зарубежного образования, особенно в постиндустриальных странах, необходимо учитывать научные, технические и социально-экономические факторы, определяющие его развитие.
И. Майбуров в статье «Высшее образование за рубежом» выделяет следующие семь факторов:
— Устойчивое развитие экономики и наукоемких предприятий, подкрепляемых и обеспечиваемых высоко квалифицированными кадрами.
— Приоритетность государственной образовательной политики. Качественное высшее образование понимается как главное условие национальной безопасности и благосостояния страны и ее граждан.
— Интенсивный рост объема научно технической информации, требующий от специалистов умения быстро усваивать огромное количество знаний и прививающее необходимость постоянного обучения и повышения своей квалификации.
— Стабильно увеличивающийся рост производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности, что снижает долю занятости населения в тяжелых работах и переориентирует на занятие умственным трудом.
— Возрастание роли и практической значимости научных исследований, проводимых на стыке дисциплин. Такое положение дел стимулирует приобретение фундаментальных знаний, универсализацию образования, а также интеграции между специальностями.
— Развитие мощных средств программной мыслительной деятельности, определяющий высокий уровень автоматизации производств, что вызывает спрос на кадры, обладающие творческим подходом и навыками самостоятельной исследовательской деятельности.
— Повышение благосостояния и платежеспособности населения, что повышает спрос на качественное образование. Таким образом, инвестиционная финансовая нагрузка смещается с государства в частный сектор.
Главные проблемы образования
Светлана Викторовна Костюкевич считает, что главной проблемой современного мирового образования (в том числе и отечественного) является излишняя маркетизация. Светлана Викторовна приводит в пример слова австралийского исследователя Добсона, который сетует на недобор желающих изучать физику, химию и математику.
«Последствия этого снижения будут воздействовать на усилия Австралии по обеспечению инноваций. Университеты, проводя политику удовлетворения сиюминутных запросов студентов, уводят ресурсы из науки и технологии», — говорил Добсон.
Темыр Айтечевич Хайгуров показывает, что корни этой проблемы лежат в двояком взгляде на науку, которая в современной России иллюстрируется дискуссией между «консерваторами» и «реформаторами» в сфере образования. Консерваторами высшее образование отождествляется с фундаментальностью, а реформаторами – с эффективностью.
Разрешение этого разногласия, как пишет Хайгуров, состоит в следующем: «Ключевым моментом является ответ на вопрос о том, что должно собой представлять образование: социально значимое благо, гарантируемое государством, или современную высококачественную услугу, предоставляемую обществу и отдельным людям на конкурентной основе».
Это общая дилемма современного высшего образования присуща как зарубежным, так и отечественным моделям.
Решение
Решение выше обозначенной проблемы можно рассмотреть на примере Японии. Японская модель высшего образования подробно описана в работах Петиненко И. А. и Ткач А. А. «Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху?»
Система высшего образования «страны восходящего Солнца» включает в себя следующие типы образовательных учреждений:
– университеты полного цикла (4 года) и университеты ускоренного цикла (2 года);
– профессиональные колледжи;
– школы специальной подготовки (технологические институты);
– школы последипломного обучения (магистратуры).
Как указывают Петиненко и Ткач, стержень высшего образования Японии составляют вузы полного цикла, так как их выпускники наименее подвержены дискриминации в строгой иерархической образовательной системе и проеимущественно котируются на рынке труда. Особенность японской модели высшей школы заключается в том, что наибольшее количество обучающихся определяется в школы последипломного обучения (магистратуры).
Бакалавриат нацелен на постоянное создание квалифицированных специалистов для поддержания системы, а магистратура – на взращивание инициативных ученых-аналитиков. Именно в этой особенности авторы видят успех японского образования. «Технологический скачок в Японии стал возможен во многом за счет такого разделения задач и успешного развития школ последипломного образования».
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости модернизации отечественного высшего образования с целью обеспечения конкурентоспособности специалистов. Для решения части обозначенных проблем необходимо найти баланс между такими обязательными характеристиками высшего образования, как фундаментальность и эффективность.
Материал подготовила Валерия Рублевская
(В статье использованы материалы Дьячковой А. В. «Высшее образование в России и за рубежом: тенденции и проблемы», И. Майбурова «Высшее образование за рубежом», Костюкевича С. А. «Высшее образование: современные мировые тенденции», Хайгурова Т. А. в статье «Высшее образование между служением и услугой»)